Израэль Регардье Древо жизни


ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

ИНИЦИАЦИЯ И ГРУППОВЫЕ РИТУАЛЫ

В тех случаях, когда в сложной магической церемонии жаждут участвовать множество лиц, при условии, что каждый из них мо жет играть активную роль в ней, используется форма групповых ритуалов, отвечающих поставленным целям, — так называемые драматические ритуалы. Таким образом каждый участвующий в них человек вносит в создание духовного проявления свою силу воли и энергию. Почти все мистерии древности имели в себе эту форму, и обряды инициации, посвящения в тайные братства, во все века проводились согласно этому принципу. Всем очень хорошо известно, что ритуалы особенно полезны в вопросах инициации.
Имеется множество подтверждений, что массовые ритуалы были важнейшей составной частью мистерий на Тибете, где принятие в школу каждого лану

---------------------
Лану, этим словом в мистических школах Востока назывался ученик.

сопровождалось соответствующим празднеством, ритуалом посвящения новичка к выполнению Великой Работы. Буддист-йог Миларепа пишет в истории своей жизни, что именно его гуру Марпа проводил над ним несколько ритуалов посвящения, в процессе которых в круг, или мандалу,

-----------------------------
Слово мандала в переводе с санскрита означает «круг». В буддизме мандалой называется символическая схема, используемая в процессе выполнении религиозных обрядов в качестве инструмента для медитации. Мандала представляет собой рисунок вселенной и играет^ роль освященной ограниченной или фокусирующей точки космических сил. Ищущий, ментально «войдя» в мандалу, путешествуя к ее сердцу, символически проходит через универсальные процессы распада и реинтеграции.

где он стоя, вызывались различные божества и духовные силы. Кроме того общеизвестно, что в брахманизме кандидат на инициацию проходит через ритуал посвящения и очищения.

Ритуал очищения

Из многочисленных письменных источников мы знаем также, что и в Древнем Египте существовали ритуалы инициации, считавшиеся весьма важными; дошедшие до нас сведения о магических обрядах обросли за многие века многозначительными деталями и важной, хотя порой и обрывочной информацией. Фактически, если основной принцип группового драматического ритуала, независимо от того, с целью инициации ли он проводится или преследует достижение определенного магического результата, служит посвящением в Великую Работу и возвеличивает, приводит в восторг сознание, то это неопровержимо свидетельствует что аналогично воспринимаемые церемонии проводились уже в глубокой юности (см. рисунок ниже).
Основной принцип драматического ритуала идентичен таковому в любой другой магической церемонии, здесь также происходит своего рода вызывание Бога. Правда, в первом случае акцент делается скорее на эстетическую сторону, на привлекательность обряда для воображения, поскольку здесь в драматической форме показывается история жизни какою-либо бога, течение событий, преимущественно основных, а иногда течение земной жизни идеального человека, или богочеловека, например Дионисия, Кришны, Вакха Осириса, тех, кто самостоятельно достиг мудрости и духовной полноты, то есть тех самых качеств, которые ищет и теург.

Древнегреческий ритуал «вытягивания Луны»

Жизнь в заново созданной атмосфере, повторение дел, некогда выполняемых Богом, — наиболее эффективный, великолепный метод для возвеличивания души, для приведения ее в состояние восторга. Сам этот принцип называется поминовением и является неотъемлемой составляющей всякой магической церемонии.
Любому, знакомому с книгой «Оккультная философия», становится совершенно очевидно, что Генрих Корнелий Агриппа и те, от кого он получил свои знания, в полном объеме понимали этот теоретический принцип, лежащий в основе данной формы магии. Он требует неоднократного повторения роли вызываемого бога, прохождения через события, происшедшие в период его земной жизни. Но мало того, что этот принцип должен составлять принятый драматический ритуал, каждый аспект этой вечной магической церемонии, неважно, выполняемой отдельным человеком или группой лиц, должен быть отмечен восторженным повторением ряда высших, значимых событий жизненного пути Бога, репетиция которых служит для того, чтобы придать большую значимость акцентировать внимание на двойственности процесса, в котором есть обряд и вызывания, и посвящения (см. рисунок ниже) Даже в таком сравнительно тривиальном аспекте, как подготовка оружия и магических инструментов к работе, Агриппа вполне справедливо рекомендует видеть и повторять святые дела; в качестве примера поминовения, которое проповедует Агриппа, можно взять описанную в его «Четвертой книге оккультной философии» следующую процедуру освящения воды, которую он описывает так: «И тогда, когда мы освящаем воду, нам должно поминать, как Бог поместил небесный свод посреди вод, а также как Он сотворил потоки воды в земном Раю... так же, как и Христос принял крещение в Иордани, и как таким образом освятил и очистил воду. Более того, необходимо нам вызывать определенные божественные имена, соответствующие нашему занятию, как то, что Бог есть живительный источник, живая вода, источник милосердия и подобные имена».

-------------------
Тернер. Четвертая книга оккультной философии: магические церемонии Корнелия Агриппы, с. 28, 29 (псевдо-Агриппа).

Читатель мог также заметить, что ритуал из «Гоэтии», о котором мы говорили в предыдущей главе, имеет также ярко выраженный поминальный оттенок. В тексте вызывания явно прослеживается попытка употребить властные слова из Священного Писания, где они используются для свершения определенных деяний. Правда, пример этот применительно к драматическому ритуалу далеко не из самых удачных. Для данного случая наилучшим примером послужит драма «Вакханки» Еврипида.

-------------------
Еврипид (4807—406 гг. до н.э.) — греческий драматург, автор трагедий, фигура столь же значительная, как и Софокл, и Эсхил. Автор более 90 трагедий, хотя до наших дней дошли только восемнадцать полных. Наиболее известные из работ Еврипида: «Алцест», «Медея», «Дети Геракла», «Ипполит», «Андромаха» «Гекуба», «Молящие», «Электра», «Сумасшествие Геракла», «Женщины Трои» «Ион», «Ифигения в Тавриде», «Елена», «Финикиянки», «Орест», «Ифигения в Авлиде», «Вакханки» и «Циклоп».
Трагедия «Вакханки» (греч. Bakchai; лат. Bacchas), написанная ок. 406 г. до н. э., часто считается самой значительной работой Еврипида. В центре сюжета — бог Дионисий, приплывший в Грецию из Азии с целью установить там поклонение себе. В одежде святого, пришельца из Азии, Дионисий появляется в Фивах, но жители города не верят в его божественность и отказываются поклоняться ему. Молодой царь Фив, Пентей отдает приказ арестовать Дионисия. Тогда бог лишает Пентея рассудка и ведет его в горы, где в вакхическом экстазе фивянки, включая и мать Пентея, Агаву, разрывают eго . Агава возвращается в Фивы с головой Пентея. Ее отец, Кадм, выводит ее из состояния безумия. Трагедия «Вакханки» показывает, к чему может привести высвобождение неистовой части дионисийской религии и что необходимо соблюдать умеренноесть в вере, в противном случае возможна вакхическая потеря разума и контроля над сознанием. См. Гилберт Меррей, «Еврипид и его век» или Джеймс Лиггг, «Притчи Еврипида", а также «Еврипид», «Вакханки», в переводе Джеффри Кирка (Penguin Classics,1979)

Ритуал следует построить таким образом, чтобы каждый участник его не оставался безучаст ным, а играл отведенную ему роль, и в то же время действие должно быть непрерывным и последовательным. Иными словами разработка драматических ритуалов требует несомненных знаний законов театрального искусства.

 

Поклонение Изиде (слева), поклонение Нептуну (справа)

Имеющиеся в нашем распоряжении исторические свидетельства со всей очевидностью показывают, что ежегодно разыгрываемая мистерия, посвященная жизни великого бога Осириса, царя Туат, на самом деле представляла собой сложный драматический ритуал его вызывания, церемонию поминовения, включающую в себя повторение почти всех действий, совершенных им в период его легендарного пребывания на земле, среди людей. В основе и этого празднования, и всех других, подобных ему, лежит вызывание того или иного бога, или аватары.

--------------------
Аватара (санскр. Avatara) - воплощение бога Вишну на Земле Всего их тывают десять: 1) рыба, 2) черепаха, 3) вепрь, 4) лев, 5) карлик Вамана, 7) 6) Парашурама, 8) Кришна, 9) Будда, 10) Калки, спаситель мира. — прим. пер.

Человеческих из них четыре — Парашурама, Рама, Кришна и Будда. Согласно этому, индийские астрологи отмечают на зодиакальном круге 4 точки, называемые вратами аватар, считая их каналами поступления на Землю космической энергии. Это середины (15°) знаков Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея. В европейской астрологии они носят имена четырех евангелистов — Луки, Марка, Иоанна и Матфея соответственно. Считается, что человек, у которого хотя бы одна планета (лучше всего — Солнце) попадает в такую точку, находится под особым покровительством высших сил, и с помощью театрализованных повторений теург стремится привести свое воображение и сознание в состояние восторга, для того чтобы в высшей точке экстаза найти единение с божественным.
Данный вид церемонии наиболее эффективен для людей с очень развитым поэтическим и эстетическим чувством. Совершенно очевидно, что символическое представление того, что раньше было фактическим духовным процессом для почитаемой Личности, не может не породить в теурге, за счет игры его воображения, высшего сочувствия и ощущения гармонии с этой Личностью, что и является высшей целью драматического представления. Короче говоря, в драме маг воображает себя богом, переживает за него все с ним происходящее, испытывает тождественные ощущения, а слова, которые во время действия им произносятся, служат дополнительным средством создания чувства еще большей идентичности.
Именно это свойство драматических ритуалов заставляло несколько поколений магов не очень высокой степени посвящения использовать во время церемоний, помимо определенно театрального реквизита — масок и одежды, театральные же приемы, например гротеск. С центральной темой драматического ритуала мы сталкиваемся часто, наблюдая либо за проведением мессы в католической церкви, за ритуалом посвящения в младшие адепты ордена Золотого Рассвета или получения третьей степени (градуса) масонства, либо за дионисийскими празднествами в «Вакханках».
В каждом из этих случаев в драматической форме повторяется жизнь просвещенного адепта, иначе говоря, в магической форме разыгрывается спектакль, центральная тема которого — жизнеописание существа, чье сознание стало божественным. Театральными средствами рисуется образ человека, который умирает фактически или в мистическом смысле, а затем воскресает, но уже как бог, излучающий божественную мудрость и силу.

--------------------
Третья степень (градус) масонства, «мастер», в отличие от других примеров, приводимых в книге Регардье, не включает в себя возрождение как часть ритуала или учености. «В драматическом ритуале инициации на третью степень трое увеников убивают мастера, строителя храма Соломона, и закапывают его тело в диком месте. К тому времени, когда могилу обнаруживают, тело уже начинает разлагаться. Его выкапывают и приносят в Иерусалим, чтобы снова предать земле, уже должным образом, в соответствии с обрядом. Перенос тела из одной могилы в другую... не подпадает ни под одно из определений возрождения» {Джон Робинсон. Путь пилигрима, с. 36).

Именно потому, что для древних египтян Осирис был лучшим из примеров того, как личность может преодолеть свою связь с человеческим, обрести единение с Божественным и остаться для будущих поколений людей символом возрождения, в различных главах «Книги мертвых» умерший, обращаясь к судьям в Зале Судилища идентифицируется с ним.

-------------
См. Бадж. Книга мертвых, кн. III, гл. CXXV, с. 355, 378, «Глава о входе в зал двух Маат; Хвала Осирису, правителю Аментет» (Зал Судилища и соответствующие мифы о «Взвешивании души» являются основным мотивом происходящего в Зале неофитов ордена Золотого Рассвета). См. также часть «Врата», Регардье. «Золотой Рассвет»,
с. 57-59.

Драматический ритуал, который древние египтяне выполнили с целью вызывания Осириса в Абидосе,

-----------------
Абидос — древний город в Среднем Египте, близ современного населенного пункта Эль-Араба-эль-Мадфуна. Место погребения царей I—II династий (начало 3-го тысячелетия до н. э.); древнейшие памятники культуры Нагада 4-го тысячелетия до н. э. С конца 3-го тысячелетия центр культа бога Осириса, чтившегося сначала под именем Хентиаменти (древнеегип. — «первый из страны Запада»). С эпохи Среднего царства в Абидосе проводились мистерии в честь Осириса. — Прим. пер.

представлял собой театрализованное представление, состоящее из восьми действий. В первом показывалась процессия, где древний бог смерти, Упвавет, прокладывал путь Осирису. Во втором действии сам великий бог являлся в священной ладье, куда также позволялось зайти немногим, наиболее ярким паломникам. Путь ладье преграждала толпа актеров, представляющих прислужников и стороников Сета, врага Осириса... Затем следовало сражение, в котором, однако, противники наносили друг другу раны настоящим, а не бутафорским оружием... Скорее всего, сражение имело место в третьем действии и служило аллегорическим подтверждением триумфа Осириса. В четвертом на сцену выходил Тот и искал тело поверженного божества. После этого шли церемонии подготовки к погребению Осириса, затем похоронная процессия направлялась в пустынный храм, находящийся неподалеку от Абидоса, где Осириса клали в гробницу. Следующим действием была великая битва между Гором (сыном Осириса и Исиды), мстящим за смерть отца, и Сетом. В последнем акте появлялся сам воскрешенный Осирис и во главе триумфального шествия входил в храм в Абидосе.

------------------------
Спенс. Египетские мистерии (Spence. The Mysteries of Egypt), с. 107, 108.

Но мистерии, театральные представления, в которых имитировались земные дела бога, разыгрывались не только в честь Осириса, но и в честь Исиды, Хатора, Амона, Пашта и других богов и богинь, не имевших своего земного воплощения. Целью групповых драматических ритуалов в их честь был вызов их.
В католической мессе поминается божественная жизнь и служение Сына христианского Бога, смерть Спасителя на кресте, Его последующее воскрешение в славе и вознесение на небеса (см. рисунок ниже). В прошлом празднование мессы сопровождалось роскошными процессиями и пышными, помпезными мистериями или театрализованными представлениями; и здесь же следует признать, что в отсутствие магических приемов весь внешний эффект немногого стоит. В ритуале посвящения в третью степень (градус) масонства разыгрывается драматическое действо гибели великого мастера, Хирама Абиффа, и его последующее воскресение при помощи магического приема, после чего звучит то самое утерянное магическое слово, воскресившее X. А.
Прекрасной постановкой и оформлением отличается принятый в ордене Золотого Рассвета ритуал посвящения в младшие адепты; здесь показывается очень насыщенная, богатая разнообразными событиями, в том числе и путешествиями, жизнь основателя ордена розенкрейцеров Христиана Розенкрейца как символа Иисуса Сына Божьего.

Страдания Христа в Гефсиманском саду

Цель его также состоит в том, чтобы через сострадание воз действующее на чистое воображение, теург смог идентифицировать себя с образцом сознания, символом которого был Розенкрейц и чья жизнь перед ним разыгрывается. В одной из сцен ритуала' наиболее значительной и яркой, слуга иерофанта (верховного жреца) предстает перед другими участниками действа как бы мертвым, лежащим в пастосе, в мистической гробнице. С помощью молитв и заклинаний адепт символически воскрешается, каковым действием подтверждается пророчество, высказанное когда-то великим основателем. В торжественный час воскрешения, когда адепт выходит из пастоса, где он был погребен, уже в образе Христиана Розенкрейца, старший адепт произносит триумфальную фразу:

«А я знаю, что Искупитель мой жив и что восстанет он в последний день на земле. Я есть путь, истина и жизнь, никто не придет к Отцу моему, кроме меня. Я — очистившийся; я прошел через врата тьмы к свету; я боролся на земле за добро; я завершил работу свою; я вошел в Невидимого. Я — солнце в его восходе. Я прошел через час облака и ночи. Я — Амон, Сокрытый, тот, кто открывает день. Я — Осирис Оннофрис, Оправданный. Я — Бог Жизни, торжествующей над Смертью; нет во мне ничего, что бы не принадлежало богам. Я — приготовитель пути; спаситель, ведущий к свету. Да будет свет во тьме. Прежде был я слеп, но теперь я прозрел. Я — тот, кто примиряет с Неизъяснимым. Я — обитатель Невидимого. Пусть снизойдет яркий блеск Божественного Духа».

--------------------
Регардье. Золотой Рассвет, с. 239.

Эту поэму экстаза не следует рассматривать как просто набор звучных словосочетаний. Если адепт выполняет магическую работу должным образом, правильно, если он совершенно вошел в соответствующую магическую форму, полностью идентифицировался с сознанием Бога, то тогда другие участники церемонии почувствуют восторг, степень которого будет равна силе финального торжественного обращения.
Наиболее общепринятые формы драматического ритуала применительно к инициациям происходят, с небольшими отличиями, почти так же. Сначала неофит, одетый в черную мантию, входит во внутренние комнаты Храма Инициации, где ему немедленно завязывают глаза, а талию обвязывают шнурком, затем он в сопровождении Стража подходит к возвышениям, находящимся в четырех главных точках, где сидят представители высших званий. Повязка на глазах неофита символизирует слепоту всего иллюзорного мира и невежество, в котором плавает человек нераскаявшийся, безвольная жертва трагедии — болезненного рождения, упадка и смерти. Тройная обвязка шнуром символизирует три основных элемента: Огонь, Воздух и Воду; черная мантия — символ тьмы жизни, а также Сатурна, который есть смерть, жнец всех людей. Неофит несколько раз обходит Храм, и в это время представители высших званий, а также высоких благодетельных богов, в недалеком теперь будущем — его наставники в магии, требуют от него рассказать о своих целях и устремлениях.
Как видим, вся процедура немедленно вызывает в нашей памяти «Книгу мертвых», где в главе CXLVI

----------------
Бадж. Книга мертвых, кн. III, гл. CXLVI, с. 464-473, «Главы о входе в священный Пилон дома Осириса в Сехет-Аанреру»

и в следующих за ней, ангелы и боги, хранители священного Пилона, врат, через которые усопший проходит на пути в Аментет, требуют от него рассказа о своем деле. В ответ на вопрос о том, известно ли ему имя стража, — следует понимать, что это не имя, а символ, — и после заявления усопшего о том, что он пришел отвечать перед Тотом и тем снискать высшую мудрость, ангелы и боги по очереди дают усопшему разрешение войти. «Проходи, — говорит страж Пилона, — ты чист».
Каждый желающий может увидеть в Британском музее превосходный ритуал инициации, называемый «Мистерия Судилища Души», восстановленный М. У. Блэкденом по тем главам «Книги мертвых», в которых рассказывается о восхождении усопших к Залу Судилища и о их последующем блаженстве на Острове Истины

------------------
См. Бадж. Книга мертвых, кн. II гл. XVII, с. 90-111, «Хвала и прославление вы-хода и вхождения в славный подземный мир, в прекрасный Аментет, выхода днем во всех формах и существованиях, приятных ему, об игре в шашки и сидении в зале, о выходе в виде живой души». См. также часть о «Вратах», Регардье. Золотой Рассвет, с 55-57

(см. рисунок ниже). Он совершенно ясно, в красочном, ярком стиле, показывает, что, вполне возможно, тексты, дошедшие до нас под названием «Книга мертвых», некогда составляли части, ритуала, использовавшегося в те дни, когда Египет, управляемый верховными жрецами, фараонами и адептами, достиг своего наивысшего расцвета.
Ритуал инициации в ордене Золотого Рассвета в равной степени вобрал в себя некоторые части древнеегипетского ритуала.

Зал Судилища

В нем различные члены ордена, символизирующие космических богов и находящиеся на возвышениях в Храме, сдерживают продвижение неофита по кругу. «Ты не можешь пройти мимо меня -говорит неофиту Хранитель Запада, - пока не назовешь мое имя». И тогда кандидат в посвященные отвечает: «Тьма - имя твое. Ты - великий Пути Теней». На это следует приказ: «Дитя земли, страх суть поражение. Поэтому ты не должен иметь в себе страх! Ибо в сердце трусливого нет судьбы! Ты знаешь меня, потому проходи».

----------------
Регардье. Золотой Рассвет, с. 124.

По мере того как идет ритуал, неофиту задается множество по-дооных вопросов, на которые он отвечает, после чего следует какой-либо магический совет, завершает же всю процедуру посвящение огнем и водой, что символизирует очищение неофита, необходимое для совершения дальнейшего путешествия. Это посвящение, свершаемое храмовыми представителями бога в четырех главнейших точках, является необходимой частью подготовки новообращенного к Великой Работе.
С помощью заклинаний небесные силы входят в новообращеного, наполняя его мужеством, волей и решимостью продолжать начатую работу до конца. Затем с новообращенного снимают повязку, шнур и мантию. Вместо них на него надевают белую мантию или широкий белый шарф, символизирующие чистоту жизни и благородство устремлений, снизошедшее на новообращенного.

---------------------------
В ритуале посвящения, в ордене Золотого Рассвета неофиту не дается ни белой мантии ни белого пояса. Пояс ему надевают черного цвета с вышитым на нем белым треугольником

На этом заканчивается посвящение, а также заклинание сущностей, после чего новообращенный дает клятву, и ему сообщаются некоторые фундаментальные магические знания и философский алфавит. Если не считать ряда несущественных деталей, то именно так в целом — кое-где, правда, с небольшими изменениями — проходит ритуал инициации.
Однако без дальнейшего практического выполнения магической работы весь этот ритуал для новообращенного не будет иметь никакого значения. Все составляющие ритуала служат средствами подготовки новообращенного к магической работе; посвящение и сакраментальность ритуала должны сделать последующие задачи понятными и, возможно, менее опасными по своей природе. В подтверждение сказанного необходимо вспомнить, что сразу после инициации Марпа убедит Миларепу сразу же заняться практической работой, которая в его случае заключалась в медитации и концентрации. Для человека, желающего посвятить себя магии и обладающего либо необходимой подготовкой, либо врожденными данными, что в любом случае по причине реинкарнации подразумевает прежнее внимание к подобным вещам, церемониальная инициация дарует ему краткое и великолепное видение духовной цели, которую он ищет и которую он теперь начинает смутно представлять.
Данный факт особенно важен, если служители Храма являются иерофантами в действительности, а не только по названию, хорошо знающими практическую сторону магии, в частности технику проведения ритуалов. Потому что, когда служитель Храма играет роль бога и если он знаком с приемами практической магии, он примет форму бога с таким совершенством, что магнетические эманации бога в нем проникнут в самые глубины души неофита.

------------------
В ритуале посвящения, в ордене Золотого Рассвета в зале на самом деле находится лишь один иерофант (посвящающий жрец). Остальные не обязательно должны быть адептами, умеющими принимать формы бога, хотя считается, что если это адепты, то церемония имеет большую силу.

Принятие форм бога, о чем говорилось в предыдущих главах, может иметь очень глубокий эффект, вплоть до фактического преобразования; к примеру, не исключено, что неофит — подобные факты подтверждаются соответствующими свидетельствами, — особенно если он отличается обостренным восприятием, увидит в глубине зала не просто человека, совершающего действия, как и положено в этот момент иерофанту, имитируя бога, а гигантскую завораживающую, внушающую трепет фигуру самого бога в сиянии яркого света. Когда, как я уже говорил ранее, иерофантами являются опытные маги, такие, какими они были во времена Древнего Египта, инициация неофитов — это уже не бессмысленный ритуал, не формальность, но церемония реальная, имеющая огромную силу.
Это все, что касается ритуалов инициации. Драматический ритуал, не предполагающий инициации, очень напоминает таковой и по концепции, и по выполнению. В них несколько человек разыгрывают, с большой пользой для себя, сцены из жизни бога и при помощи повторяющихся заклинаний поминают его словами и действиями, вследствие чего вызывают бога в освященное ритуалом место. Выполняя магические приемы, приводят свое сознание в состояние высшего восторга, то есть поднимают его над обычным дуалистическим планом, в результате чего происходит их единение с Божественным.
Уникальным примером древнегреческого драматического ритуала является трагедия «Вакханки». Фактически, с точки зрения ритуала все, что там происходит, есть по форме драматический ритуал. Он настолько великолепен, так отточен, что зрители, наблюдающие за ним с интересом, начинают думать, что перед ними разыгрывается театральное представление, трагедия. При участии в ней посвященных лиц, хорошо знакомых с техникой заклинания, восторженно играющих свои роли, понимающих смысл ритуала, вкладывающих в него — как предполагает магический сеанс — свою Волю и Воображение, трагедия вполне может стать могучим драматическим заклинанием Дионисия (см. рисунок на с. 366).
Стихотворный перевод трагедии, сделанный профессором Гилбертом Мэрреем, можно назвать классическим образцом творческой поэзии, а не буквальным переложением с греческого языка. Он с неподдельной искренностью, великолепно передает религиозную атмосферу и дух восхищения в ритуале поклонения Вакху. В пьесе звучит и столь типичная для всех заклинаний молитва к богу:

Явись, явись под любым именем и в любой форме,
О горный бык, змей стоглавый,
Лев огненного пламени!
О бог, зверь, тайна, явись!..

Ритуал, посвященный Дионисию

Столь же таинственной и магической является тема звучащего «Мистического гимна Дионисию» в переводе Томаса Тэйлора:

Приди, благословленный Дионисий, имеющий множество имен,
С головой быка, порождение грома, во славе Вакха.
Бассарей, бог всемогущий,
Кого мечи и кровь, и священный ярость восторгает:
Па небесах радующийся, безумный, громко звучащий бог,
Разъяренный вдохновитель, имеющий жезл:
Богами почитаемый, живущий среди человеков,
Приди, благосклонный, с разумом многорадостным.

----------------------
Тейлор. Дионисию Бассарею Трехгодичному, гимны и инициации, с. 103.

Чтобы все эти драматические ритуалы возымели должный эффект, требуются большая практика и многократные репетиции, не говоря уже, как было сказано выше, о громадном опыте личной магической работы. Без последнего вообще ничего из описанного завершить невозможно. Астральная техника восхожения в план, исследование символов с помощью видения, отработка форм и масок богов, правильное произношение имен, равно как и выполнение некоторых форм евхаристии, — все это необходимые условия Магического Мути. Требуется также поистине титаническое терпение.
Но прежде всего маг должен изо дня в день практиковаться, проводить ритуалы, совершать заклинания до тех пор, пока он не почувствует, что способен укрощать силы и властвовать ими. Фактически, самое важное условие успеха любого вида магической деятельности, в том числе и в проведении драматического ритуала, — настойчивость.
Какой бы формой магической деятельности теург ни занимался, независимо от того, что он уже успел достичь, для него всегда самым важным остается терпение. К выполнению заранее подготовленной программы магической работы он должен подходить смело, не страшась трудностей. Тот путь, который он для себя открыл и которому поклялся следовать, представляется для него логосом его Воли; от него он не имеет права не просто отступать, но даже отклоняться. Разумеется, его будут обуревать и страхи, и сомнения, не исключено, что речи друзей будут нарушать покой его разума, покой и ясность его души, кто-то попытается нарушить его духовное равновесие праздными сплетнями и слухами о вреде и даже опасности занятия магией, о ненадежности его результатов. Против него ополчатся целые небесные толпы, не говоря уже о легионах из мрачной бездны; ополчатся и начнут строить козни с одной только целью — отвратить мага от его занятия. И если он поддастся им, нарушит данную клятву, он безвозвратно потерян, он погиб, ибо впереди его в этом случае ждут только неисчислимые страдания и бедствия!
Взяв на себя клятву, маг должен следовать по избранному пути, что бы с ним ни случилось, он обязан идти к успеху. Если смерть настигнет мага в процессе работы, то и тогда он должен двигаться вперед, переходя от одной жизни к другой. Душа его должна оставаться всегда целеустремленной, а духовный взгляд направлен ввысь, ибо могучая клятва ведет мага вперед (см. рисунок на с. 369). Леви как-то заметил, что маг должен работать с сознанием, что он всемогущ и что в его распоряжении остается вечность.
Мне вспоминается очень простая, но оттого не менее очаровательная легенда, в которой раскрывается эта же тема, смысл которой — убедить мага идти вперед к Дому Отдохновения, без устали, страха и сомнений двигаться вперед, постоянно работать, добиваться им самим созданной цели, которая теперь неясно просматривается вдалеке, в золотом рассвете Священной Земли. Едва ли ее знали в древности, да и теперь к ней возвращаются крайне редко. Мне удалось прочитать ее в небольшой по размеру «Книге сердечного пояса со змеей», автор которой — Алистер Кроули. Хотя литературное, в частности поэтическое, мастерство этого автора не всегда меня сильно впечатляет, в данном случае, я считаю, он превзошел самого себя, создав маленький шедевр, изящный по форме и удивительный по содержанию.
Приведу небольшой, весьма многозначительный отрывок из книги, прекрасно иллюстрирующий предмет нашего разговора:

«Жила там также и колибри, которая обратилась к рогатой гадюке, прося у ней яду. А великий змей Хем, Священный, царственный урей, ответил ей так: «Плыл я по небу Ну в колеснице, что называется «Миллионы лет», и видел я всех тварей Геба 1, равных мне. Яд моего клыка — это то, что я унаследовал от своего отца и от отца моего отца, а теперь ты хочешь, чтобы я отдал его тебе? Живи ты и твои дети так, как я живу и как мои предки жили, хотя бы и будь вас сотни миллионов поколений, и пусть милосердие Всемогущего прольет на детей твоих каплю яда старости.
От этих слов колибри сокрушалась в духе и упорхнула меж цветов, как будто бы и не было разговора между ними. А вскоре змея ударила ее, и она умерла.
Но ибис, стоявший, размышляя, на берегу Нила, прекрасный бог, все слушал и слышал. И он перестал быть ибисом и сделался змеей, сказав: "За время пути сотен миллионов и миллионов будущих детей им достанется хотя бы капля яда клыка Величественного. И вот, слушайте! Не родилась и третья луна, как стал ибис змеем уреем, и яд клыка появился в нем и в потомстве его навеки"».

---------------------
Геб — бог земли у египтян, отец Осириса и Сета. — Прим. пер.
"Равноденствие» (The Equinox), т. III, № I («Голубое равноденствие»), кн. V, с. 65

Именно этот возвышенный дух неистребимой Воли и упорства преодолеет все препоны, которым надлежит неизбежно появиться на тернистом пути мага. Только сила Воли, что фактически и составляет основу основ мага, качество, без которого вообще ничего невозможно закончить. Достижения не приходят в считанные часы, увидеть их — недостаточно суток, и два-три захода солнца тоже значительных результатов не принесут; прекрасные видения и ароматы, вошедшие в самую глубину души, могут втуне лежать годами, даже и в будущих жизнях, лежать в темноте, дожидаясь своего времени.

Искания: алхимик в погоне за Природой

Путь к реализации глубочайших желаний и устремлений к Адонай может оказаться целью, принадлежащей уже к иному миру, другому зону и существующей в природе мечтаний. Может быть, уже другие люди подхватят эту цель, чьи сладкие плоды мягко упадут в руки; возможно, для того чтобы собрать их, вовсе не понадобится делать никаких усилий. В любом случае никто из начавших заниматься магией в начале пути не может сказать, когда окончательная цель будет им достигнута. И думать об этом, ломать голову над сроками, а еще, хуже того, тешить себя надеждами на скорое достижение цели — просто бессмысленно.
По мере того как растет и прогрессирует душа, приходят понимание и интуиция, каждое последующее действие дает эффект больший, чем каждое предыдущее, и дух все стремительней движется по пути магии к свету. Крепнут крылья, полет становится стремительнее, увеличиваются его высота и длительность, внутренняя лампа, пополняясь маслом мудрости, горит уже постоянно, ни на секунду не угасая. Маг должен постоянно поддерживать свой внутренний огонь, терпеливо нести его всеми людскими тропами, и широкими, и узкими, до тех пор, пока он не станет Светом.
Но прежде всего магу нужно быть невозмутимым, терпеливым, целеустремленным и волевым. Только Воля способна подтолкнуть к продолжению работы. Магу следует походить на того ибиса из маленькой легенды.

-------------------
Хем — название Египта.

Отвратись человеческих путей и избери путь, что предлагает Господь! Познание и разговор могут оказаться тем даром, ожидать которого, возможно, понадобится тысячи и тысячи лет, но кто знает, когда расслышит дух твой? Может быть, только определенность намерения, мрачная целеустремленность, каковую продемонстрировал ибис, помогут магу добиться цели; и неважно, сколь длинным окажется путь, в конце его в сердце мага распустится цветок жизни Адонай; а возможно, все случится и намного быстрее.
Но как бы там ни было, магическая работа должна быть продолжена. Ежедневно теург обязан входить в планы в поиске возможностей взойти выше и выше, прокладывать себе путь в прозрачных сферах ясного света Огня. Прошествие каждого из времен года ознаменуется все большим укреплением его устремлений и сил, нацеленных на достижение магической задачи единения. Все должно находиться в поле деятельности его Воли — и высшие небеса, и низшие бездны ада.
Воля мага должна распространяться на всех низших обитателей астрала, по мановению его пальца они должны повиноваться ему и преклонять колена. Вместе с тем на маге лежит громадная ответственность, все увеличивающаяся с каждым его шагом вперед, с каждым часом, прошедшим в магической работе. «Природа учит нас, в этом же убеждает и Оракул, что даже злые зародыши материи можно сделать полезными и добрыми».

------------------
Уэсткотт, Халдейский оракул Заратустры, Collectanea Hermetica, т. VI, с. 52, № 191.

Иными словами, смысл ответственности мага состоит в священном доверии к нему. Задача, которую он возложил на себя, — трансформировать вселенную, преобразовать основные элементы материи в субстанции истинного духа, принадлежит только ему и никому больше.

Находящийся в защитном круге маг вызывает ангела

Вся его жизнь должна стать постоянной алхимической операцией, в процессе которой он перегоняет через куб своего сердца грубость мира и превращает, очищая ее, в сущность безоблачных небес. Его голова также должна возвышаться над облаками, а ноги его, стоящего прямо, должны опираться на прочную и многоцветную земную твердь. Только упорство, если не сказать — упрямство обеспечит ему прямоту духа и непреклонность Воли. Вот два стержня, опора, на которой зиждется сила мага. Все сферы теургии следует отработать годами и при этом не замутнить их жаждой получить личные блага. Но в любом случае, как читатели уже заметили, божественное искусство помогает выковывать характер и Волю, пройдет время, и появится благоприятная карма, на пути которой никакое препятствие не посмеет появиться, когда ангел поспешит поднять душу, и это будет тот самый долгожданный и всепоглощающий мистический брак, ожидать который пришлось многие и многие годы. «В тот день будет Господь един, и имя Его едино» (см. рисунок выше).

---------------------
Захария, 14:9.

Но даже если и не удастся достичь единения с Адонай, то и тогда в занятии магией есть великая польза, мистически тонкая и чистая, это искупление мира. Очень скоро все наше существо начнет вращаться вокруг невидимого нами Солнца несказанной красоты, которое, подобно сильному магниту, будет притягивать нас к себе все ближе и ближе. И хотя могут пройти эоны, прежде чем мы наконец увидим приближающуюся цель, мы почувствуем себя почти так же, как Адам, когда бы перед ним, после всех пережитых им страданий, во тьме его земного изгнания вдруг забрезжил образ Рая Небесного, и он бы подумал, что не все еще для него потеряно, что блаженство возможно после очищения и что идти осталось совсем недолго. Подобная многообещающая гарантия — уже немало. Такое видение заслуживает того, чтобы проявить предусмотрительность. И хотя на нашем пути неизбежны и задержки, и падения, нас также ждут минуты и часы радостного восторга, когда мы увидим ангелов небесных в белоснежных одеждах славы, когда нас начнет сжигать жар экстаза и радости от сознания того, что мы, бывшие веками умершими, можем восстать.

Сайт управляется системой uCoz