Израэль Регардье Древо жизни


Тахути, покровитель магии

Часть Первая

ВСТУПЛЕНИЕ

Магия — это традиционная наука о тайнах природы, переданная нам магами.
Элифас Леви


Путь в высший мир

ГЛАВА ПЕРВАЯ

МИСТИЦИЗМ: МАГИЯ И ЙОГА

У многих с языка постоянно слетают однообразные фразы о том, что человечество сегодня, при всех своих болезнях и заблуждениях, продолжает слепо погружаться в страшную трясину. И эта трясина, обхватив его так же прочно, как осьминог свою жертву, увлекает человечество вниз, во тьму разрушения, правда, хватка у нее, у трясины, мягкая и осторожная, но от этого не менее смертоносная. И имя этой трясине, как ни странно, — цивилизация, точнее, современная цивилизация. Щупальца, эти бесхитростные инструменты, которыми она наносит свои катастрофические удары, тянутся из болезненной, отвратительной в своей лживости, загнивающей, упадочной социальной системы и всей системы ценностей, нас окружающей.
Мы стали свидетелями распада всей социальной ткани мира. Структуры национальных организаций деформируются под ударами экономических кризисов, превращаясь в ленивые аморфные образования, после чего последует их окончательный развал. До сих пор прочно стоявшие бастионы нашей жизни ныне грозят рухнуть. И все более и более невероятной кажется мысль о том, что к заходу солнца хотя бы кто-нибудь сохранил частицу индивидуальности и того божественного наследия, проявление которых и делает человека человеком.
Исключение из общего числа составляет лишь малая толика людей, рожденных уже в наше время и способных отчетливо, без тени сомнения, сознавать, что судьба властно ведет их к совершенствованию, к достижению идеала их природы. Они, это меньшинство, являются прирожденными мистиками, художниками и поэтами, способными поднять завесу, взглянуть за нее и принести нам потусторонний свет. Сюда следует включить и небольшое число людей, которые, хотя и не полностью сознавая зов неотразимой судьбы и природу своего глубинного «я», стремятся дистанцироваться от самодовольных масс.


Вселенная согласно герметическому учению

Испытывая внутреннюю обеспокоенность, довольно трудно добиться устойчивой духовной целостности. Она безжалостно втаптывается под ноги социальной системой и подвергается резкому остракизму со стороны массы поклонников системы. Кроме того, слепо игнорируются истины и возможности восстановления контакта с реальностью в течение жизни, а необязательно только после смерти тела, контакта, на который людей подталкивают обстоятельства. Данное отношение, отличающееся отсутствием мудрости, добровольно принято большей частью так называемых интеллигентных европейцев, именно с этих позиций они смотрят на вдохновенное стремление воссоединения с реальностью, и этот взгляд крайне опасен для всей человеческой расы. Человечество в массе своей слишком охотно позволило себя увлечь и забыть все то, что составляет основу, от чего оно постоянно подпитывается и поддерживает свою жизнеспособность, как внутреннюю, так и внешнюю. Алчно хватаясь за переменчивое и постепенно исчезающее, скоротечное внешнее существование, испытывая пренебрежение к вещам духовным, подавляющая часть людей тем не менее с неослабным вниманием и нетерпением следит за своими более дальновидными и менее многочисленными собратьями, и сам этот факт служит лучшим доказательством усталости современного человека и душевной ностальгии.
Старое, давно затертое, но не потерявшее своей остроты и ценности выражение, особенно точно характеризующее широко распространенную в наше время ситуацию, гласит, что «без откровения свыше народ необуздан».

-----------------------
Притч. 29:18.

Человечество в целом или, если говорить точнее, та его часть, что живет на Западе, каким-то непонятным путем утеряла способность к духовному видению. Возведен еретический барьер, отделяющий западноевропейцев от жизненного потока и жизнестойкости, которые даже и сейчас, несмотря на рогатки и препоны дикости, пульсируют и вибрируют в крови с прежней страстностью, распространяясь по всей универсальной форме и структуре. Присутствию в нашей жизни аномалий мы обязаны именно все возрастающей абсурдности. Человечество медленно подходит к последнему акту самоубийства. Самоудушение происходит через подавление всякой индивидуальности в ее духовном выражении, а ведь она и составляет тот стержень, который делает каждого индивидуума человеком. Именно она позволяет поддерживать, если можно так сказать, нужную атмосферу в его духовных легких. А оторвав себя от вечных и неослабных источников света и вдохновения, человек вполне осознанно ослепил себя и уже не видит очевидного и ни с чем не сравнимого в своей значимости факта, что он сам, по своей воле расстался с движущим принципом, как внутренним, так и внешним. Результатом стала внутренняя летаргия, хаос и распад всего того, что ранее считалось священным идеалом.
Положенная во главу угла столетия назад доктрина, проповедуемая Буддой, привлекает меня тем, что говорит о возможных причинах данного разрыва и, как следствие, о возникновении состояний хаоса и упадка. Для большинства людей существование неизбежно связано с болью, горестями и страданиями. И хотя Будда также говорил, что жизнь полна страданий и горя, сейчас я, вспоминая психологию мистицизма и мистиков, к когорте которых принадлежал Будда, больше склонен полагать, что он придерживался этой точки зрения только потому, что хотел заставить человека уйти от хаоса и достичь высшего образа жизни.

--------------------
Основу всех буддийских школ составляет доктрина Будды о четырех благородных истинах, положенных в основу всех буддийских учений. Истины эти следующие: 1) жизнь — это страдание, боль и несчастье (дуккха); 2) причина всех страданий есть эгоистичное устремление и личная жажда (танха); 3) танха может быть обуздана; 4) метод преодоления страданий заключается в следовании Восьмеричному пути, каковой составляет: правильное знание, правильное устремление, правильная речь, правильное поведение, правильное добывание средств к жизни, правильные усилия, правильное внимание и забота, правильная концентрация.

Как только точка зрения личного эго, результат вековой эволюции, переносится через определенные границы, человек сразу ощущает, что с него спадают стальные оковы невежества, и он начинает видеть разворачивающийся перед ним мир, непередаваемый по своему величию и красоте, мир, полный жизни и вечной и бесконечной радости. Неужели не все из нас увидят истинную красоту Солнца и Луны, пышное великолепие смены времен года, прелестную мелодию утра и очарование ночей под открытым небом? А также дождь, шуршащий в листве деревьев, что величественно уходят вверх, достигая райских врат, и утреннюю росу, покрывшую сверкающим серебром мягкие остроконечные стебельки травы? Большинство читателей, вероятно, слышали об экспериментах, проводимых великим немецким мистиком Якобом Бёме,

----------------
Бёме, Якоб (1575—1624) — немецкий философ и религиозный мистик, оказавший значительное влияние на гораздо поздние интеллектуальные движения — идеализм и романтизм. На самого Бёме оказали сильное влияние работы Парацельса, посвященные алхимии. Труды Бёме с благочестивой страстью сочетают природный мистицизм, философию, спиритуальную алхимию и библейские доктрины. Среди работ Бёме: «Der Weg zu Chnsto» («Путь ко Христу», 1622), «Mysterium Magnum» («Великая мистерия», 1623) и «Von der Gnadenwahl» («О выборе Благодати», 1623).

который после блаженных видений бродил по зеленым полям, окружавшим его деревню, созерцая величественный блеск природы, озаренной столь чарующим светом, что, казалось, каждая травинка сияет божественной красотой и любовью, доныне невиданной.

--------------------
Мистическое видение, о котором здесь упоминается, явилось вторым озарением ьеме, этот опыт он испытал примерно в 1600 г. и описал в т. I Собрания сочинений, озаглавленном «Жизнеописание Якоба Бёме» (английское издание) Кроме того, этот же опыт Приводится в книге Х.Л. Мартенса «Якоб Бёме». Оба текста цитируются в книге Андерхилла «Мистицизм», с. 255, 256.

Хотя Будда был одним из величайших мистиков, — величайшим, по крайней мере среди тех, кто известен читателю средней образованности, — обладавшим исключительной прозорливостью и способностью читать людские мысли, но едва ли можно согласиться с его утверждением о том, что и сама жизнь в целом, и жизнь человека есть проклятие. Я склонен полагать, что он принял такую неожиданную философскую точку зрения специально, в надежде подтолкнуть человечество к поиску потерянной им непревзойденной мудрости, обрести духовное равновесие и гармонию души и тем выполнить предначертание его судьбы, не ограниченной ни чувствами, ни разумом. Отказ от этой экстатической радости и от всего того, что может дать таинство жизни, и является одной из основных причин страданий. Иными словами это называется невежеством.

Якоб Бёме

Непонимание человеком своей сути, неспособность осознания истинного значения своей жизни несут ему, как говорил Будда, горе и вводят в болезненное состояние душевных страданий.
В соответствии с традиционными философскими воззрениями магов, каждый человек является самостоятельным и самоуправляющимся центром индивидуального сознания, энергии и воли, то есть душой. Человек подобен звезде, сияющей и живущей своим внутренним светом, он прокладывает свой путь в звездных небесах, одинокий и никем не сдерживаемый, если не считать гравитационного воздействия, которое оказывают на него близкие или далекие звезды. Поскольку в звездных просторах вселенной конфликты между небесными телами возникают нечасто, — точнее, в тех редчайших случаях, когда одно из них сбивается со своего обычного маршрута, — так и в царстве людей не должно быть ни хаоса, ни ссор, ни внутренних разногласий, правда, для этого каждый человек должен понимать и основываться на реальности своего высшего сознания, знать свою идеальную природу и свое предназначение в жизни, видеть свой путь и стремиться следовать ему. Вследствие того что люди отошли от движущих источников, присущих как их внутреннему миру, так и вселенной, отказались от своих истинных духовных стремлений и оторвали себя от божественной сущности, променяли ее на куда более жидкую и горькую похлебку чем та, на которую польстился Исав,

-------------------
Бьп. 25:29-34.

они, потеряв и всякую надежду, впали в угнетенное, подавленное состояние.
Невежество относительно небесных орбит, а также значений их, записанных на небесах навечно, и является основой вселенского неудовлетворения, несчастья и ностальгии по своему пути. И именно поэтому живые души взывают о помощи к мертвым и просят сотворения у безмолвного Бога. Как правило, ответы на их мольбы не приходят. Как бы молитвенно люди ни воздевали руки к небу, они не видят ни малейшего намека на спасение. Как бы ни скрежетали зубами, но результат один — безгласное отчаяние и потеря жизненной энергии. Искупление лежит внутри самого человека, оно выковывается его душой, страданиями и временем, напряженными духовными устремлениями и опытом.

Врата к вечной мудрости

Как же нам тогда вернуться к экстатическому единству с нашим внутренним «я»? Что может помочь необходимому воссоединению нашей индивидуальной души с Сущностью вселенской реальности? Где проходит та дорога, которая способна привести нас в конечном счете к личному совершенству и, как следствие, к решению тех сложных и запутанных проблем, которые изнуряют человечество?

* * *

Появление гения, независимо от некоторых аспектов и сферы его проявления, отмечается возникновением любопытных феноменов, сопровождающихся, как правило и прежде всего, видением и экстазом. Тот опыт, который я подразумеваю, является, вне всякого сомнения, как признаком, так и необходимым условием завершенности гения. Посредственности этот апокалиптический опыт недоступен. Человеку «среднему», обремененному догмами и поношенными, выцветшими традициями, очень редко удается увидеть вспышку духовного света, сходящего, подобно Триединому Святому Духу,

------------------
Деян.2:1-6.

в величественно прекрасных языках пламени, сияющего радостью и высшей мудростью, во всем богатстве стихийного вдохновения. И мудрых, и пресыщенных жизнью, и дилетантов — всех их от добродетелей благословения отделяют непреодолимые барьеры. К тем, у кого есть только талант, это откровение не придет, хотя талант сам по себе и может стать начальной ступенькой на пути к гению. Гений не является и никогда в прошлые века не был результатом простой осторожности и терпения. И, по-моему, не нужно придавать слишком много значения часто повторяемому определению, что гений состоит в основном из труда и малой доли вдохновения. Как бы ценен ни был сам труд, он ни в коей мере не приведет к величию гения.
В каждой из областей повседневной жизни мы трудимся, порой с великолепным результатом, но сколь бы значительны они ни были и какие бы усилия мы при этом ни затратили, сколько бы пота ни пролили, мы не высечем и искорки созидательной идеи, и нас не охватит необъяснимый восторг. Эти внешние атрибуты гения — терпение, забота и трудолюбие — служат всего лишь проявлением избытка энергии, проистекающей из скрытого центра сознания. Это всего лишь признаки средств, по которым узнается гений, стремящийся показать идеи и мысли, роящиеся в сознании и преодолевшие границу, которая искусно отделяет суетное мирское от божественного.
Гений вызывается или происходит от духовного опыта высшего интуитивного порядка, побочным продуктом которого он является. Именно опыт, громом нисходящий с эмпирея,

-----------------------
Эмпирей (от греч. empyros) — высшая точка неба. В древности считалось, что эмпирей наполнен огнем или светом. В представлении о вселенной у халдеев эмпиреи составлял часть царства «Второго разума» и находился под Разумным Миром Неземного Света. Вюрой разум символизирует божественную силу в мире эмпирея, которая отождествляется со второй великой триадой сил, известных под названием Разумной и Мыслящей Триады. В каббале этому миру соответствует Бриа (см.; Westcott. Collectanea Hermetica («Герметическая антология»), т. VI, р. 8-10).

сверкающий молнией с трона Юпитера,

--------------------
Юпитер — в римской мифологии верховный бог, считался источником радости.

приносит мгновенное вдохновение и все преодолевающую правоту, равно как и исполнение всех желаний ума, и эмоциональный настрой.
Я не стану исследовать первопричину этого опыта, знакомого редкому числу лиц, чья жизнь с самых ранних и порой до последних дней была им благословлена. Подобное исследование неминуемо уведет меня далеко в сторону, в царство метафизики и философских тонкостей, к предметам, которых я в данный момент не хотел бы касаться. Однако размышление вполне может выразиться в одном очень значительном факте.
Те, кто получил титул гения и считается величайшим среди людей, становились в свое время прямыми участниками опытов, о которых я говорю. Возможно, это отчасти и обобщение, но тем не менее оно несет на себе печать истины.

Жизнь земная и небесная

Многие другие, куда как менее великие, чья жизнь также была отмечена аналогичной счастливой привилегией, смогли благодаря ей закончить значительные труды в мирских сферах, например в искусстве, труды, которые иначе завершить было бы невозможно.
Более или менее логическим постулатом, который можно считать прямым следствием предыдущего предположения, будет следующий — если бы было возможным методами психологической и духовной тренировки вызвать данный опыт в сознании современных людей, как мужчин, так и женщин, то все человечество в целом возвысилось бы до понимания самых величественных концепций, появилась бы новая раса сверхчеловеков. Именно к этой цели и стремится эволюция, эти задачи ставит перед собой и природа во всех ее царствах.
С начала времен, с момента появления на авансцене эволюции человека разумного, уже существуют технические приемы духовного постижения с помощью средств, которые можно считать истинной природой человека и, более того, благодаря которым и развивается гений высшего порядка. Я вынужден прибавить, что гений считается всего лишь побочным продуктом и земным отблеском или проявлением открытия орбиты своего личного звездного «я» и никогда не рассматривался источниками этой Великой Работы достойной целью вдохновения. Фраза «Познай самого себя» была высшим правилом, дававшим толчок их высоким устремлениям.

-----------------------
«Познай самого себя» (греч. Gnothi Seauton) — греческая максима, по преданию, была написана на фасаде храма Аполлона в Дельфах. Древнегреческий философ Сократ придавал огромное значение как выраженной в этой фразе идее самопознания, так и теории о руководстве человека его внутренним голосом.

Если созидательность гения является результатом раскрытия потаенного внутреннего «я» и прикосновения к источнику универсальной энергии, если осенило вдохновение, принесенное Музой, как стимул проявить творческий подход в одном из видов искусства или в какой-либо иной сфере деятельности, тем лучше. В начале тренировки, однако, этих мистиков — а именно так называют источников подобных творцов, — совершенно не интересовал материальный результат, они стремились к результату исключительно духовному.
Их главной целью было самопознание и самораскрытие. Здесь приставку «само-» я использую в возвышенном, духовном, трансцендентном смысле.
Если источником искусства служит выразительность души, слышащей и видящей там, где внешний разум не ощущает ничего, кроме пустоты и тьмы, тогда очевидно, что мистицизм является единственным и, возможно, величайшим из искусств, апофеозом артистического устремления и выразительности. Мистицизм, по какой-то сентиментальной прихоти Природы, во все времена был и сейчас является самым священным из всех искусств.
Мистик действительно несет в груди своей то же спокойствие, которое многие столетия запечатлели на бесстрастном лике священнослужителя, поднятого на алтарь.

Мистическое сердце

Он — признанный посредник и глас, в его руках находятся ключи от обоих врат. Он, как признают века и его духовные чада, ближе других допущен к Святилищу и направляется непосредственно духом. Именно поэтому во все времена его успехи являются успехами других. Но в последнее время, как это ни горько признать, в результате нового, развращающего и разрушающего действия Люцифера он все чаще и чаще терпит неудачу. Плохой поэт или плохой музыкант — это только упрек тому или иному виду искусства, имена их просто сотрутся из памяти людей.
Шарлатан же или самозваный лжемаг несет зло миру. Вместо того, чтобы нести сынам человеческим, как это обязательно для мага, мягкий свет духа, он, напротив, скрывает его, набрасывает на него мрачное плотное покрывало. Именно но этой причине лжемаг всегда был одинок, и стремились к нему немногие. Прославленный блаженными творениями искусства и речами пророков всех веков, он неизъяснимо и незаслуженно терпит страдания и унижения от них, ибо они, подобно ему, тоже являются мистиками. У него никого нет, он втянут в субъективное уединение. Следуют за ним лишь те, кто также владеет ключами, это они поют ему славу и дифирамбы.
Мистик ищет не умозрительного познания себя, не чисто интеллектуальной философии вселенной, хотя и это также имеет место. Мистик ищет более глубокого уровня постижения. Несмотря на всю риторику об абсолютности разума, логики и философы всех времен внутренне были убеждены в неадекватности и несостоятельности своих самых фундаментальных рационалистических доктрин. Они понимали, что в них есть и элемент противоречия, сводящий на нет все логические умопостроения в вопросах, касающихся высшей реальности.
Ярчайшим доказательством может служить вся история философии. В то, что только трансцендентный разум, умиротворенный, как лагуна в безветренную погоду, спокойный и открытый, способен, подобно зеркалу, отражать частицу вечности, верили только истинные мистики, те, чей постоянный опыт давал им право утверждаться в своей вере.


Восточные чакры и западное Древо Жизни

Только когда застывают или выходят за свои границы видоизменения самого принципа мышления, когда вечный круговорот, которым характеризуется обычный разум, прекращается и сменяется безмятежным спокойствием, могут возникнуть духовные видения, и проявляется тот величественный вековой опыт, отражающий всю сущность теплым вдохновением и полнотой, глубиной грез высшего, всеобъемлющего порядка.
Методологически мистицизм подразделяется на две основные части. Первой является магия, о которой далее автор и будет говорить, и второй — йога (см. рисунок на с. 35).

-------------
Йога ~ санскритское слово, означающее «союз», единение, отсюда берет начало и словосочетание «Путь Божественного Единения». Восточная наука физического, умственного и духовного слияния.

Сейчас настало время дать ответ критикам, испытывающим неприятие к мистицизму, под которым понимают процессы, в том числе йогу и созерцание, и считающим магию занятием весьма отвлеченным, абстрактным и бездуховным. Данная характеристика неточна хотя бы потому, что в корне противоречит главному — и магия, и йога дают вполне реальные результаты, что я и собираюсь доказать.
Йога и магия — первая является методом рефлективным, вторая экзальтативным — различные части одного и того же процесса, который определяется термином «мистицизм». Однако очень часто значения их путают либо неправильно понимают.
В данной книге вы будете постоянно сталкиваться со словом «мистицизм», поскольку этот термин единственно правильный для определения мистического или экстатического взаимоотношения между «я» и вселенной. Он выражает отношение личности к более восприимчивому, всеобъемлющему сознанию либо внутри себя, либо вне себя, когда, выходя за пределы собственных потребностей, обнаруживает, что находится в дисбалансе с чем-то более значительным и гармоничным. Если это определение находится в соответствии с нашими взглядами, тогда становится очевидным, что магию, также изобретенную и завещанную с целью завершения того самого необходимого взаимоотношения, хотя и различными методами, нельзя противопоставлять йоге, и, следовательно, вести разговор о недостатках одного и заслугах другого попросту бессмысленно. С точки зрения более тонких аспектов магия, равно как и лучшее из йоги, является частью мистицизма, системы всеобъемлющей (см. рисунок на с. 37).
О йоге написано немало пустого и вздорного, однако некоторые книги, весьма, правда, немногочисленные, имеют исключительную ценность.

Единство человечества и космоса

Но секрет Пути Божественного Единения сконцентрирован во втором афоризме автора сутр йоги, Патанджали:

----------------------
Патанджали — автор или один из авторов двух великих классических трудов по индуизму: «Йога-сутры» и «Махабхашья». В первом содержится четыре тома классификации йогической мысли: «Психическая сила», «Практика йоги», «Самадхи» (или единение с Богом, слияние сознания личности с универсальным сознанием) и «Каивалья» («освобождение»).

«Йога стремится достичь реальности, подрывая основания обычного дремлющего сознания, чтобы на спокойной глади разума, образовавшейся после прекращения течения всех мыслей, засияло вечное внутреннее Солнце духовной красоты и пролило свой яркий свет на жизнь и бессмертие, возвеличив тем самым значимость человека». Все практические приемы и упражнения йоги — это вполне научно обоснованные ступеньки, ведущие к основной цели — полному подчинению мыслей воли человека. Ум должен быть абсолютно чист, в нем не должно быть ни единой мысли. Магия, напротив, является психологической мнемонической

-------------------
Мнемоника (греч. mnemonika — искусство запоминания), мнемотехника — совокупность технических приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. — Прим. пер.

системой, в которой нескончаемые церемониальные детали, подготовка, заклинания и курение благовоний сознательно направлены на достижение душой и воображением состояния экзальтации и полного перехода из обычной, нормальной, мыслительной плоскости в плоскость трансцендентного.
В одном случае духовная ось покоится на корне древа и делаются попытки осознанно разрушить всю структуру сознания, дабы раскрыть находящуюся внутри душу. В другом — магические методы направлены на полный выход за пределы плоскости, в которой существуют и корни древа, и само оно, и та же духовная ось. В обоих случаях результатом становятся экстаз и удивительный прилив радости, захлестывающей, восторженной и ни с чем не сравнимой в своей святости. Вполне можно без всяких сложностей понять тогда, что идеальное средство нахождения уникальной, несказанной ценности жемчужины, сквозь которую человек обретает способность увидеть святой город Бога, это благоразумная комбинация обоих систем. В любом случае магия оказывается гораздо более эффективной и могущественной, если ее объединить с основной целью йоги — осуществлением контроля над разумом. В то же время и йога в соединении с искусством магии приобретает романтичный розовый оттенок, становится богаче, красочнее и вдохновеннее.
Когда я говорю здесь о магии, я подразумеваю достойную вечной похвалы и почитания древнюю Божественную Теургию. Я пишу о поисках духовного и божественного; о задаче самосотворения и о повторном единении, о привнесении в жизнь человеческую вечного и бесконечного в своем продолжении.
Магия — совсем не то, чем обычно привыкли ее считать, это не набор популярных приемов, не дитя галлюцинации, порожденное от слияния с диким невежеством, она не подыгрывает страстям развращенного человечества. В результате невежественного обезьянничанья шарлатанов и скрытности как истинных магов, так и текстов, магию веками совершенно напрасно смешивали с ведь-мовством и демонизмом.

--------------
Обратите внимание, что данная книга впервые была напечатана в 1932 году, за десятилетия до создания натуррелигии викка (от древнеангл. wicca — ведьма), религии неоязыческого ведьмовства. Называется также «ремесло» или «старая религия». Свободная языческая религия, основой которой является поклонение созидательным силам Природы в виде богини и бога. Определенных ритуалов нет, они составляются либо внутри каждой общины, либо индивидуально. Регардье здесь имеет в виду средневековое ведьмовство и колдовство, он говорит об истерии, поднявшейся вследствие казни инквизицией так называемых салемских ведьм.

За исключением небольшого числа книг, слишком узкоспециальных и потому малопонятных для обычной читающей публики, практически не существует работ, где бы давалось вразумительное объяснение магии. Данная книга абсолютно не претендует на то, чтобы стать учебником по «набрасыванию чар» и приготовлению «любовного напитка» или отравляющего зелья, пособием по изготовлению амулетов и составлению заклинаний на погибель соседской корове, автор не ставит своей целью научить «уводить» чужих жен или наколдовывать несметные клады и сокровища.
Подобные дикие и глупые действия вполне справедливо называются черной магией. Данная книга не имеет с ней ничего общего, хотя читателю нужно заметить, что это совсем не значит, будто автор отрицает действенность перечисленных методов. Но если кто-либо захочет открыть для себя вечную купель, из которой проистекает божественность, если найдется такой, кто пожелает пробудить в себе сознание духа более благородное и возвышенное, в чьем сердце бьется искра жажды посвятить свою жизнь служению человечеству, то пусть они со всей страстью обратятся к магии. В ее методах и приемах, вне всякого сомнения, можно найти средства достижения самых высоких мечтаний души (см. рисунок на с. 40).

Гора инициации (посвящения) — Путь Божественной Теургии

Источники академические называют магию искусством приложения естественных действий с целью получения удивительных результатов. Давайте и вооружимся этим определением, а также воспользуемся характеристикой, данной таким писателем, как Хэвлок Эллис,

---------------------
Эллис Генри Хевлок (1859—1939) — английский ученый-физиолог, эссэист и врач, изучавший сексуалььность. Эллис первым разрушил викторианские запреты на дис-куссии вокруг сексуальности. Среди его работ: «Преступник» (1890), «Мужчина и женщина "(1894) и главный труд его жизни, семитомное «Исследование психо-логия секса" (1897 - 1928), считающееся уникальной энциклопедией биологии и сексу-
суального поведения человека. Выход из печати первого тома «Исследований» вызвал в обществе сначала ШОК) а затем бурю возмущений, вслед за чем последовало судебное разбирательство, во время которого председатель суда назвал книгу «грязной публикацией"

говорившим, что магией называется целый поток индивидуальных личностных действий, с чем мы вполне соглашаемся поскольку каждое осознанное действие в сфере жизни вполне можно назвать магическим. Какой сверхъестественный эффект может удивить нас более Христа, Платона или Шекспира, отпрыска от брака двух простых крестьян? Что может быть изумительнее и прекраснее, чем превращение малыша в зрелую взрослую личность? Любое и вместе с тем каждое проявление воли: поднятие руки, произнесение слова, безмолвное зарождение мысли — все это без малейшего преувеличения действия магические.
Однако тот «удивительный» эффект, достичь которого стремится магия, находится в несколько иной плоскости деятельности, чем те, что я перечислил выше, хотя и они, несмотря на всю свою повседневность и обыденность, тем не менее удивительны и принадлежат к разряду тавматургических.

-------------------
Тавматургия (греч) ~ сотворение чуда. Согласно тавматургии, магия используется Для изменения материального мира.

Результат, которого маг стремится получить прежде всего, есть духовная реконструкция его собственной вселенной сознания и является самым значительным изо всех мыслимых перемен. Приемы магии вызывают полет души; молниеносной стрелой, выпущенной из тугого лука, она уходит ввысь, к спокойствию и безмятежности, к глубокому и непостижимому отдохновению.
Но натянуть тетиву лука может только сам человек, никто другой за него эту задачу не выполнит. И именно в данном качественном условии и таится основной недостаток. «Спасение» возможно лишь в том случае, когда человек сам решил достичь его и сам предпринял определенные действия. Универсальная сущность и космические центры вечны, они существовали и существуют, но первый шаг к ним нужно сделать самому человеку, после чего, как говорил Заратустра

-----------------------
Зороастр, или Заратустра (Заратуштра) (ок. 628—551 гг. до н. э.) — иранский религиозный лидер и реформатор, жрец, основатель зороастризма, или парсизма, как его учение называют в Индии. Одна из главных фигур в мировой религии. Согласно легенде, Заратустра был связан с оккультными знаниями и владел приемами магии, позднее развитыми далее в эллинистических регионах Средиземноморья и Ближнего Востока. Монотеистическая идея о Боге, выраженная Заратустрой, также заинтриговала многих теологов и религиозных историков, которые к тому времени уже указывали на существующую между иудаизмом и христианством связь. Наряду с Моисеем и Гермесом Трисмегистом Заратустра считался философами эпохи Возрождения одним из трех величайших учителей веры, предвосхитивших учение Христа.
Учение Заратустры, отраженное в ранних гимнах Гата, концентрируется на верховном божестве Ахурамазда, окруженном семью сущностями, которые позднее «Авеста» называет амеша спентас («благодетельные бессмертные»). Монотеизм зороастризма характерен ярким проявлением дуализма, то есть Ахурамазде, мудрому богу света, противостоит Ариман, воплощение зла. Дуализм этот разрешается в зороастризме утверждением об Ахурамазде как о первичном создателе и добра, и зла, которые оказались разделенными на противоположные принципы по собственной воле.

в «Халдейском оракуле»,

-----------------------
«Халдейский оракул» — остатки довольно большого текста, которые, как полагают, во II веке до н. э. привез в Рим халдейский маг Юлиан. Утверждают, что автором текста был сам Заратустра, записавший священные доктрины и философские постулаты древних вавилонских жрецов, дошедшие до нас через греческие переводы. «Халдейский оракул», перефразированный в литературе и философии неоплатонизма, составляет важную часть западной эзотерической традиции. «Оракул» раскрывает духовную схему вселенной, равно как показывает технику древней теургии, использовавшейся для контактов и единения с божественным источником вселенной.

«благословенные бессмертные не замедлят явиться».
Причиной и творцом своей судьбы является сам человек. Как он поступает, такой и должна быть его будущая жизнь. Но не только. В его ладони зажата и судьба всего человечества. Немногие люди почувствуют в себе потребность пробудить ото сна дремлющее мужество и непреклонную, грозную решимость, управляющую вселенной, но именно здесь и лежит прямая, беспрепятственная дорога, которая и приведет человечество к более благородным идеалам, к жизни, полной гармонии.
Если бы нашлась хотя бы горстка людей, жаждущих узнать, кем они на самом деле являются, и желающих принять безо всяких ненужных сомнений и глупых придирок яркий блеск сверкающей славы и мудрости, горящей в потаенных глубинах сердца, и открыть для себя связи, объединяющие их со вселенной, то, как мне думается, они тем самым не только бы нашли цель своей жизни и выполнили предназначенье, возложенное на них личностной судьбой, но, что безгранично важнее, они бы выполнили завещанное им судьбой вселенной, которая считается одним громадным живым организмом сознания.
Засветить свечу очень просто. Но какой смысл имеет это действие и что под ним подразумевается? Горит лишь самая верхняя ее часть, это она дает пламя и свет. И хотя зажигается, собственно, один только фитиль, говорят, как правило, засветить свечу, всю свечу, которая рассеет свой свет и разгонит им царящую вокруг темноту.
В этом примере мы находим возможное сравнение, относящееся ко всему миру в целом. Если бы всего несколько человек в каждой стране, принадлежащих к каждой из рас и народов, населяющих землю, нашли себя и вступили в посвященное единство с самим Источником Жизни, то они бы, благодаря своему свету, сделались бы для человечества теми же свечами, горящими фитильками они бы озарили всю вселенную благословенным и великолепным золотым ореолом. И на этих людях, составляющих в общем количестве народов, населяющих земной шар, число микроскопическое, почти незаметное, людях, жаждущих посвятить себя духовным занятиям, и лежит единственная надежда на полное искупление всего человечества. Элифас Леви, известный французский маг, решается выдвинуть новую точку зрения, которая, как я считаю, имеет некоторое отношение к проблеме, и бросает яркий свет на данное предположение.
«Бог вечно создает, — пишет Леви, — великого Адама, человека универсального и совершенного, в духе которого содержатся все духи и все души. Поэтому разум одновременно проживает две жизни, одна из которых общая, похожая на все жизни, а другая — особая, индивидуальная!" (см. рисунок на с. 44).

----------------------------
Waite. The Mysteries of Magic: A Digest of the Writings of Eliphas Levi (Тайны магии: Сборник работ Элифаса Леви), с. 149.

И этот изначальный Адам в каббалистической работе, озаглавленной «Книга сияния»,

-----------------------
«Сефер ха-Зогар» («Книга сияния»). Написанная в псевдоарамейском стиле, «Зогар» является прежде всего сборником мистических комментариев к Пятикнижию Моисея, первым пяти книгам Ветхого Завета. Находясь в воображаемой Палестине, «Зогар* описывает диалоги между учителем [Лимоном бен Йохаем и его учениками относительно сефирот. «Зогар» показывает влияние неоплатонизма и Иосифа Гикатильи, средневекового испанского каббалиста, друга Моше де Леона. Уже недавно, в XX веке, некоторые ученые, например Гершом Шолем (1897-1982), еврейский мыслитель и рели-гиозный писатель' Родился в Германии, в 1923 г. переехал в Палестину, исследователь истории еврейской мысли, философии каббалы, автор известнейших работ («О каб-бале и ее символах (1960), «Основные течения в еврейской мистике» (1967). - Прим. пер.), смогли доказать_чт° настоящим автором «Зогара» является Моше де Леон (см. Шо- лем "Каббала", с. 57-61) Но тем не менее многие ученые продолжают придерживаться той точки зрения, что автором «Зогара» был все-таки Шимон бен Йохаи.

называется Человеком Небесным, в едином существе которого, как отмечает великий маг, автор книги, заключены души всех: и людей, и тварей — и движущие силы, пульсирующие в каждой части звездного пространства. Я не хотел бы вступать сейчас в область метафизики и затевать спор относительно того, действительно ли это изначальное универсальное существо создано Богом, или оно просто возникло из бесконечного пространства. В данный момент мне хотелось бы считать только, что все множество жизней в их единстве, в их широте и распространенности вобрано в себя этим небесным существом, Сверхдушой, как называют его опирающиеся на свои знания некоторые философы, созданной на небесах навсегда. В этом космическом теле мы, каждый из людей, и твари, и Боги, являемся мельчайшими клетками и молекулами, каждая из которых в процессе социального устройства и обеспечения благополучия этой Души выполняет свою функцию.

Человек Небесный

Эта философская теория содержит великолепное предположение о том, что как в человеке земном наличествует интеллект, управляющий его действиями и мыслями, так, выражаясь метафорически, и в Человеке Звездном или Небесном есть душа, являющаяся его центральным разумом и главным его качеством. «Все, что существует на Земле, имеет свою духовную копию наверху, и нет ничего, что не было бы связано с чем-либо, находящимся вверху, но не найдено между ними зависимости». Так говорили доктора каббалистики. Как у человека земного серое вещество мозга является наиболее чувствительным, возбудимым и совершенным во всем его теле, так и наиболее чувствительные, развитые и духовно совершенные существа во вселенной обладают сердцем, разумом и душой Человека Небесного.
Короче говоря, именно по этой причине только те немногие, кто возьмет на себя нелегкий Великий Труд, окажутся способными найти себя с духовной точки зрения и установить тождество своего сознания с Универсальными Сущими, как называл их Ямвлих,

-------------------
Ямвлих (Jamblichos, Iamblichus) (ок. 280 — ок. 330 гг. н. э.) — античный философ-мистик, основатель сирийской школы неоплатонизма. Ямвлих первым из неоплатоников отказался от интеллектуального мистицизма Плотина (ок. 204/205—269/270 гг. н.э.; греческий философ, основатель неоплатонизма. В системе Плотина из неистощимой полноты Единого, отождествляемого с Благом, в процессе его эманации проистекают три главные субстанции бытия. Согласно Плотину, путь человеческой души — это восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе. — Прим. пер.) в пользу теургии и теологии, включавшей в себя все мистерии, ритуалы, мифы и божества синкретического язычества. Большинство работ Ямвлиха были потеряны, но познакомиться с принципами его учения можно в трудах Прокла. Ямвлих является автором «Кни-и тайн», «Теологических принципов арифметики», «О жизни пифагорейской». Ямв-иха называли «божественным» или «вдохновенным». Император Юлиан считал его равным по гениальности самому Платону. Позднее труды Ямвлиха оказали значительное влияние на развитие церемониальной магии.

или богами, составляющими сердце и душу Человека Небесного, могут считаться слугами человечества. Это они искупают все грехи и выполняют земное предназначение (см. рисунок на с. 46).
Поэтому мистицизм, и магия, и йога являются средствами достижения новой, универсальной жизни, жизни богатой и величественной, наполненной уникальными возможностями, не предоставлявшимися никогда в прошлом, свободной, как солнечный свет, прекрасной, как распустившийся розовый бутон. И человек может войти в нее, ибо она принадлежит ему.

Сайт управляется системой uCoz