Израэль Регардье Древо жизни


ГЛАВА ТРЕТЬЯ

КАББАЛА

Как неустанно утверждали выдающиеся теурги прошлых веков, одинаково важным, наряду с практической работой, и необходимым условием перед началом самой работы является знание царственной философии, лежащей в основе теории и техники магии, этой крайне значимой предпосылки для ведения всякого дальнейшего разговора о выбранном нами предмете. И в самом деле, едва ли может родиться истинное понимание логических обоснований магии, не говоря уже, разумеется, о восприятии происходящих внутри и вне мага сложнейших структур, если в разум мага не будет заложен краеугольный камень философии. Если и существует опасный феномен преследования магией, то возникает он только когда оператор точно не знает того, что делает. Именно на разумном понимании оккультных символов и тех реальностей, что они изначально несут в себе, главным образом и зависит действенность ритуалов. Магические символы и принадлежности, попав в руки человека, незнакомого с основами искусства, скорее всего, не дадут чудодейственных результатов. Поверхностное интеллектуальное знакомство с этими таинственными принципами тоже не принесет пользы в духовных экспериментах. С другой стороны, магическое исследование вселенной и последующее ее духовное постижение в сознании обретает гораздо большее достоинство, более богатое вовлечение и глубину, когда опирается на прочное теоретическое понимание.
В своей работе «Тайны Египта» («The Mysteries of Egypt») Льюис Спенс признает, что философская система магии вобрала в себя и «сделала явной всю мудрость и тайные знания древнего мира, ю торые выкристаллизовались и систематизировались таким обрзом, что не потеряй они своего первозданного вида, то, мож( сказать с уверенностью, они спасли бы многие последующие века от значительного числа религиозных катастроф и ложного мистицизма. Но из-за безделья и пренебрежения к своим консерваторам и, возможно, вследствие циничного влияния, оказанного на них из-за рубежа, изначально божественная красота магии стала теряться, и терялась до тех пор, пока от нее не остался лишь скелет ее ритуалов и церемоний»!

-----------------
Спенс. Мистерии Египта (Spence. The Mysteries of EgyptA с. 41.

Только в ортодоксальной эзотерической традиции и сохранилось несколько разбросанных фрагментов скелета магии, в основном малопригодных и малоэффективных, а в результате недобросовестного использования еще и мало кому понятных. Но существо магии, ее ранняя божественная красота все-таки сохранились в руках бескорыстных людей, они лелеялись в высоких и светлых умах, и если вы желаете воспользоваться ими, то вполне можете осветиться ее лучами, прочитав уже опубликованные книги. В работах гностиков, включенных в труды неоплатоников,

---------------------
Неоплатонизм — александрийская философская школа, основанная в III веке Пло-тином, последняя из школ греческой философии. Основу ее учения составляли доктрины греческих философов, особенно Платона, с элементами мистицизма. Неоплатоники утверждали, что существует единый источник, из которого выходит все создаваемое и с которой личностная душа человека может достичь мистического единения. Они указывали, что «не знанием единым живет человек» и что человечество, дабы стать совершенным, должно искать нечто более высокое и более божественное, чем разум. Среди выдающихся неоплатоников были Ямвлих, Прокл и Порфирий

в намеренной таинственности алхимиков,

--------------------------
Алхимия включает в себя процессы превращения, дисциплины и очищения. Существует два типа алхимии, которые часто пересекаются между собой. Практическая, лабораторная, или «внешняя» алхимия занимается превращением основного материала в более высокую и более чистую субстанцию, к примеру превращением свинца в золото, либо выделением целебной субстанции из растений с целью создания на базе ее эликсира, имеющего лечебный эффект. Объектом духовной, теоретической, или «внутренней» алхимии является человеческая душа, а основной ее целью — трансформация души из низшего состояния в высшее, к духовному просветлению. Алхимические тексты нередко полны аллегорий и мифологического символизма. Отрывок из важного алхимического трактата можно найти в работе А. Э. Уайта «The Hermetic Museum: Restored and Enlarged» («Герметический музей: восстановленный и укрупненный») (Weiser, 1991).

среди томов, оставленных розенкрейцерами,

----------------------
Розенкрейцерство — мистическое и философское движение, возникшее в XVII веке и породившее несколько тайных организаций, или орденов, занимавшихся изучением религиозного мистицизма, алхимии, герметизма и каббалы. Движение исповедовало эзотерическую духовную веру и использовало в своей деятельности как религиозные, так и научные подходы. Розенкрейцеры применяли главным образом христианскую символику, так называемый путь розенкрейцерства заключался в преобразовании душ» через принятие Христа. Первым из трех сколь знаменитых, столь же и таинственных манифестов розенкрейцерства был «Fama Fraternitatis», впервые появившийся в немецком городе Касселе в 1614 г., сразу же вызвавший интерес к движению. «Fama» представляет собой повествование о мистическом основателе движения, Христиане Ро-зенкреице (C.R.C.). На английский язык этот манифест был переведен в 1652 г. Томасом Воганом. В период написания ритуала инициации в ранг младшего адепта для ордена Золотого Рассвета МакГрегор Матерс, опираясь на текст манифеста, очень много почерпнул из его легенд, в частности относительно жизни и смерти Розенкреица, а также о обнаружении гробницы с его телом.

во всем этом многообразии мы можем обнаружить сверкающие признаки философии практической магии света,

---------------------------------
В Золотом Рассвете термин Магия Света используется для обозначения набора определенных ритуалов, основанных на формуле Йегешуа или Пентаграмматона (включая эвокацию, магию талисманов, духовное возрождение, предсказание и алхимию). Здесь Регардье, давая характеристику теургии в целом, использует этот термин в более широком смысле.

которые, тщательно собранные вместе на синтетическом фундаменте, возложенном Древом Жизни, образуют тончайшую и работоспособную систему, одаривающую нас светом понимания всего того, что мы видим (см. рисунок на с. 61). Основными составляющими данной магической системы являются источник ссылок, каковым служит Древо Жизни каббалы, и иератическая религия древнеегипетской жреческой касты. Существует легенда — о которой я должен сказать, а интерпретировать ее каждый читатель волен по-своему — о том, что священная каббала была передана Моисею на горе Синай, и что он передал ее Иешуа, который оставил ее Судьям, те же, в свою очередь, передали ее синедриону,

--------------------------
Синедрион (греч. «совет») — высший судебный орган Иудеи. В состав синедриона входил 71 человек: первосвященник, священники, старейшины и учителя закона. Синедрион разбирал всякие дела, но особое внимание уделял делам религиозным. — Прим.

в конечном счете ею завладел и довел до совершенства танаим

------------------
Танаим - посвященный пророк. Талмуд называет четырех танаимов, вошедших в райскии Сад, то есть за посвящением: Бен Асаи, который, взглянув, потерял зрение; Бен Зома, который, взглянув, потерял рассудок; Ахер, совершивший неудачное похищение и саду; и раввин Акиба, единственный из всех, которому удалось завершить задуманное. Прим. пер.

и позднее — раввины-каббалисты. Противники этой легенды утверждают, что если Моисей был реальным историческим персонажем и ему действительно была дана каббала, то получил он ее от египетских жрецов, у кого он, как утверждают традиционные источники, учился в Нильском храме. Очень мало стран, за исключением, возможно, Индии, могут похвастать наличием такой же яркой летописи мистической и магической традиции, как Египет, который по праву считается колыбелью магии. Оставим в покое тех, кому мы на самом деле обязаны появлением каббалы, неважно, были ли это египтяне или кто-нибудь еще, в конце концов никакие легенды и никакие спекуляции не имеют в данном случае исторического подтверждения. И тем не менее практическая теургия египтян прекрасно согласуется с философскими теориями каббалы, а опыт бесчисленного множества магов свидетельствует, что едва ли найдется более уместная или удачная комбинация.

Дерево сефирот каббалы

Ниже приводятся главнейшие принципы вселенной в понимании их магами; исследование этих принципов должно составлять основу всей практической работы.
Концепция вселенной будет вкратце раскрыта и философски терминах каббалы, и «обвиваться» она будет вокруг центральной структуры Древа Жизни (см. рисунок на с. 64) "человека проникнувшего в святая святых каббалы, при виде доктрины столь простой и в то же время такой абсолютной охватывает восхищение. Необходимое единство идей и знаков, посвященное отражению большинства фундаментальных реальностей примитивными знаками, троица слова, букв и чисел; философия простая, как алфавит, полная и бесконечная, словно Логос; теоремы, затмевающие своим блеском и завершенностью пифагоровы; теология, для объяснения которой хватит пальцев на одной руке; бесконечность, легко умещающаяся в пустотах головы ребенка; десять цифр и двадцать две буквы, треугольник, квадрат и круг - все это элементы каббалы и все это изначальные и первостепенные принципы написанного слова, тень Логоса Произнесенного, создавшего мир!».

-------------------
Леви. Трансцендентальная магия (Im. Transcendental Magic), с. 19.

Так говорил в своих работах Леви, и, нужно сказать, с его словами полностью согласится любой. Ибо в вызывающем восхищение фундаменте каббалы лежит простая математическая структура символов, чисел и имен, в которой используется десять цифр и буквы древнееврейского алфавита, или, как его уже долгое время называют, ангельского алфавита.
Приверженцы эзотерической философии, а пифагорейцы

-----------------
Последователи греческого мистика, философа и математика Пифагора (572 - 500 гг. до н.э.), который основал в Южной Италии пифагорийское братство и способствовал изучению музыкальной гармонии и геометрии. Пифагорейцы считали, что реальность в своей сокровенной глубине, подчиняется математическогим законам, что философия может привести к духовному очищению, что душа может подняться до единения с божественным и что определенные символы могут иметь мистическое и магичсекое зна чение. Пифагор считается первым настоящим математиком. в свои мистические по характеру работы он включал исследования священных чисел.

особенно, всегда считали и продолжают считать математику наукой божественной, дающей с помощью цифр общее представление как о созидательных процессах во вселенной, так и о развитии человеческого бытия. Некоторые маги полагали, что Природа зародилась в недрах бесконечного пространства благодаря идеям, выраженным в числах. Эти же идеи, или универсалы, создали изначальные элементы, масштабные временные циклы, космические тела, а также лежат в основе всей массы небесных божественных изменений.
Поскольку числа являлись средством или символами, с помощью которых можно было понять значение абстрактных универсальных идей, с течением времени ими стали заменять сами идеи.

Древо Жизни

Будущих философов-нумерологов прежде всею учили думать росте и развитии в терминах чисел, рассматривать космически реалии в их прогрессирующем состоянии как последовательное движения чисел. Этим различным прогрессирующим состояниям соответствовали определенные числа. Так, если обратиться к магической философии, то здесь цифра «ноль» обозначает главным образом непроявленную Сущность вселенной до сотворения мира, безграничность и неизменность бесконечного космоса, где еще нет ни звезд, ни солнц, ни планет, ни человека.
Круг, по форме напоминающий «ноль» (0), считался символом, представляющим изначальную Реальность, которая породила все живое и сущее в бескрайнем пространстве космоса. Точка, метафизическая и духовная, находящаяся в строгом соответствии с законом цикличности, обозначалась дефисом или линией, проходящей сверху вниз в круге, то есть, как видим, ярко выраженной единицей.
Затем сами цифры начали обозначать процесс зарождения миров. Каждая цифра, вследствие эволюционных процессов, каждому из которых она изначально соответствовала, начала обозначать и этот процесс. В результате мы имеем разумное и логическое объяснение геометрических фигур, сигилов

---------------------
Сигил — печать, знак или образ. Символизирует некую духовную силу, к примеру. ангела, архангела или одно из божественных имён Бога. Сигилом можно сделать любое имя или слово.

и символов, использующихся в магических обрядах (см. рисунок ниже).


Соответствие геометрических фигур древнееврейскому алфавиту

По мере того как каббала будет раскрывать перед читателем свои тайны, он увидит, что представляют собой те фундаментальные выводы, которые лежат в основе знаков и символов, используемых в теургии. Со всей очевидностью станет понятным, что нет в знаках ни спорных выводов, ни сомнительного подтекста и что корнем их является реальность, напитанная великой и величественной истиной. Однако я вынужден просить всех, кто решил изучать магию, еще немного подождать и терпеливо прочитать полностью не только эту главу, но и последующие, поскольку рассматриваем мы предмет чрезвычайно сложный и тонкий. Не обольщайтесь той простотой, с которой излагается общий материал, и к нему в сфере его практического применения следует отнестись со вниманием.
Прежде всего, следует сказать, что философия каббалы — это философия эволюции. Считалось, что вселенная со всеми ее планетами, мирами и независимыми существами есть эманация первозданного принципа — субстанции, которую одни называют Богом, другие — Абсолютом, третьи — Бесконечностью, четвертые — Всем, и так далее. В каббале этот же принцип, являющийся Единой Реальностью, называется Эйн Соф, Бесконечным.

--------------------
Один из Трех Отрицательных Покровов, или трех абстрактных состояний. — ничто. из которого происходят сефирот. Тремя отрицательными покровами яагчются: Эйн («ничто.). Эйн Соф ("бешграннчность») и Эйн Соф Аур («безграничный свет»). В частности, Эйн Соф часто называется неизъяснимым источником — вечным и бесконечным,

«Сефер ха-Зогар», возможно, один из наиболее значительных каббалистических текстов, описывает понятие Эйн Соф как сущность неизменяемую, разумом непознаваемую, безграничную, не проявленную и абсолютную. Она по сути своей находится вне пределов всякого постижения ее с помощью интеллекта, поскольку разум, который является всего лишь одной из частей ее всеобъемлющей природы, понять ее вообще не способен. И эта неспособность заложена в самом названии: Эйн — ничто. Поскольку в своей неизменности и безграничности оно превосходит всякое законченное понимание человеческим разумом, самые глубокие размышления могут дать лишь весьма приближенное представление о том, что оно есть само по себе, это значит, что оно навсегда останется для всех таинственной пустотой, ничем. В этой связи наиболее яркой и убедительной можно посчитать графическую концепцию древних египтян. Небо, или пространство, предшествующее всякому проявлению, изображалось в виде обнаженного тела богини Нуит,

---------------------
Нуит — так Кроули называл Нут, египетскую богиню неба. Он создал это имя специально, чтобы включить его в разработанную им же систему гематрии (искаж. греч. geometria), одного из способов каббалистического чтения, нумерологическое сложение числовых значений букв данного слова. Другие способы называются нотарикон и темура. — Прим. пер.

повелительницы бесконечного пространства, из грудей которой выходило молоко звезд и первозданной воды субстанции.


Змея, заглатывающая собственный хвост

Все, что можно сказать истинного об данном Абсолюте, или Высшей Реальности, это то, что ОН ЕСТЬ. Вечный, сущий и самодостаточный — вот те понятия, которые в своем величии превосходят самый высокий и стремительный полет хорошо тренированного воображения, абстракции, находящиеся вне пределов понимания смертным разумом. Одним из символов действенности Эйн в состоянии покоя является Круг, означающий, что все замыкается на однородности, что движение постоянно возвращается в себя, как на том рисунке, где змея заглатывает собственный хвост и он тем самым возвращается в нее же (см. рисунок вверху). И круг этот может разорвать только, если позволительно так сказать, закон периодичности. Данный закон, применимый ко всему, присущий самой природе всего, управляет постоянным притоком и оттоком, постоянным появлением и исчезновением миров. Действенность Эйн Соф отражается только тогда, когда из него выходит дыхание творчества, с началом очередного цикла, когда некая одна жизнь поляризуется в духе и материи. Прерывание круга беспрестанного движения совершается за счет сжатия его Бесконечного Света, вследствие размещения малозаметной точки, сверкающей и искрящейся, в ограниченном пространстве. Как достигается подобная концентрация света в космическом центре и что является неясным источником, сказать невозможно.
Существуют довольно путаные объяснения, основанные на Воле Эйн Соф или на законе циклов, но все они отличаются неубедительностью. В первом случае оказывается совершенно невозможным воспринять то бесконечное и столь абстрактное духовное условие как обладание Эйн Соф Волей, да еще такой, которой можно воздействовать, так как подобное утверждение куда более значительнее, чем если заявить, что у Эйн Соф есть разум и тело. С философской точки зрения традиционно принято считать, что Эйн Соф не есть Дух или лежащая в их основе, не сила или материя, а то, на чем они базируются, их Первопричина. Относительно второго случая можно сказать, что постулат о законе цикличности как ответственного за появление Центра света вообще здесь неприменим, поскольку подразумевает наличие либо некоего независимого фактора, либо фактора, заставляющего Эйн Соф действовать, то есть налагает на него определенную необходимость. Если же закон цикличности идентифицировать с Абсолютом, то тогда все рассуждения о нем совпадают с утверждением о проявлении Воли. Но, как бы там ни было, поскольку мы с вами согласились в теургии, что в оценке данного метафизического вопроса и аналогичных ему разум и разумное объяснение не могут быть судьей в последней инстанции, то и философскую традицию на этот счет нужно просто принимать как данность и не делать попыток рационально объяснить феномен появления в пространстве космического центра свечения.
Этот космический метафизический центр называется Кетер, или Венец, он является первым проявлением Неведомого, концентрацией Бесконечного Света. Он и сам в некотором смысле неведом; так, «Зогар» называет его Сокрытым. Блаватская называет его первым Логосом,

---------------
Логос (греч. «слово») — у гностиков этим термином обозначалось проявление божества во вселенной Творческий принцип и основной закон вселенной.

не проявленным, поскольку он дает рождение как духу, так и источнику космической материи. Ему соответствует число «единица», ибо это точка в круге, вытянутая вверх "и
в эту цифру превращенная.
Как Венец находится вверху, системы эманации и является высшей точкой Древа Жизни, имеющего корни на небесах, так Кетер — глубочайшее чувство себя, оно составляет субстрату человеческого ознания и высший источник субстанции (см. рисунок ниже). Это центральная чувственная духовная точка, метафизический центр или монада сознания, выполняющая оба данных условия, существуя и как реальная индивидуальность, и как высшее деление материи. Из монады

---------------------
Монада (греч. monos — «один», «единственный», «одинокий») — единый, неделимый

исходит дуализм, два явных и определенных, сосуществующих и взаимно вечных принципа деятельности, постоянной в течение всего периода проявления. Этими принципами являются сознание и метафизическая независимая основа, на которой сознание и действует постоянно, космическая исходная субстанция. Первый называется Хокма — Мудрость, второму соответствует имя Бина — Понимание. Здесь следует отметить характерную особенность, присущую объяснениям каббалистических философов, дабы сделать абстрактные вещи отчасти более понятными для разумов, которых они обучали своей метафизике, они старались, насколько это возможно, выразить свои запутанные и трудные для понимания теоретические постройки в терминах человеческого поведения и человеческих чувств. Так, в их работах применительно к сефире Хокма мы находим объяснение Отец, а к сефире Бина — Мать. Всем сефирот, как называют эти эманации, находящиеся ниже Венца, каббалистические философы дали мужские и женские характеристики, а согласованное действие мужских и женских сефирот они называли детьми; нейтральные же сефирот находятся в равновесии, то есть устойчивы. Таким образом, «Древо Жизни», включающее в себя десять эманации — сефирот, развивается от высшей абстракции к вполне конкретному материальному несколькими триадами физических возможностей и духовных сил. Мужчина, женщина и дитя, положительное, отрицательное и результат их взаимодействия в третьем, примиряющем факторе.
Эти же два принципа сефирот — мы также будем дальше называть их Отцом и Матерью — приписываются буквам так называемого Тетраграмматона; этих букв четыре — YHVH (ЙХВХ).

------------------
Тетраграмматон — греческое слово, означающее «имя из четырех букв» древнееврейского алфавита Йод Хе Вав Хе, которые обозначают имя Бога истинное имя которого непознаваемо и непроизносимо.

Древо Жизни, уходящее своими корнями в небеса

Что касается доктрины Тетраграмматона, то здесь я должен напомнить читателям, что и соответствия, связанные с этим именем, и способы его экзегетического

-----------------
Экзегетика ~ раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты. — Прим. ред.

использования имеют очень важное значение, ибо от того, насколько точно и четко он все это уяснит себе, будет зависеть и его понимание практических формул магии, которые автор собирается изложить и рассмотреть ниже. Отцу соответствует буква «Y» имени Тетраграмматон, а первая буква «Н» — Матери. Из союза букв «Y» и «Н» вытекает все остальное. Иными словами, от сознания и его носителя образуется все, всякая постижимая сущность, божественная или человеческая, имеющая свою основу в буквах Y и Н божественного имени Тетраграмматон (см. рисунок ниже).
Мимоходом следует заметить, что позиция категории, называющей себя христианской наукой, отрицающей существование материи, чужда теургической философии. Действительно, последняя считает физический мир иллюзией в том смысле, что все формы постоянно изменяются, то есть находятся в состоянии непрерывного потока. С этой точки зрения, если посмотреть на вселенную как бы сверху, она на самом деле будет представляться иллюзией. Но само ее существование основывается на реальности; исходная субстанция Бина и отличается, и отделена от Хокмы. Только относительно этого единственного вопроса, хотя есть и некоторые другие, представляющие предмет для дискуссий, магия не испытывает никакого интереса к мнению христианской науки

------------------------
Христианская наука» — так называются церковь и религиозная система, основанная В г- Мэри Бейкер Эдди, фундаментальное значение в которой придается излече-
нию не физическими, но духовными средствами. В учение церкви вобрано многое из главных христианских доктрин, включая монотеизм, авторитетность Библии и духовно-пастырскую роль Иисуса Христа. Отличается от более традиционных христианских течении тем, что считала Иисуса Христа образцом божественного отражения Бога в сыне, присущим всем людям. Христианская наука отрицает создание материального мира Богом, напротив она считает материю простым восприятием, исходя из чего, согласно ее основной доктрине, вера, религиозность и сила позитивного мышления способны излечивать физические недуги.
Интересно отметить что позднее Регардье занялся исследованием христианского мистицизма и ег° взаимоотношения с христианской наукой, новым мышлением и школой христианского единства. Регардье пришел к выводу, что методики лечения, предлагаемые данными течениями, вполне обоснованны и действенны, о чем написал в своей работе «Метафизический романс» («The Romance of Metaphysics», 1946).

и не пытается найти с ней компромисс.
И дух, и материя реальны, реальны в период проявления. По сути своей они являются всего лишь преходящими видами деятельности Эйн Соф.

Проявление YHVH

Энергии Хокмы, расходясь по всему пространству и используя в качестве непосредственного носителя Бину, порождают остальные семь эманации, результатом чего становится появление постижимого физического мира. В Хокме идеальный или воображаемый мир, мир-план, формируется Логосом, который находится в Кетер, это идеи, на которых будет возведен мир будущий, или мир, который должен быть. В египетской «Книге мертвых» бог Тахути, или Тот, который соответствует Хокме, поскольку их основные характеристики идентичны, выполняет роль «языка» творца Птаха, поэтому всегда озвучивает Волю Великого Бога, это он говорит те слова, которые содержат приказы всем сущностям, как одушевленным, так и неодушевленным, явиться в жизнь. Сэр Э. А. Уоллис Бадж, известный египтолог, отмечает в весьма информативной брошюре, изданной Британским музеем и посвященной «Книге мертвых», что «Тот составил костяк законов, на которых зиждутся небеса, земля и все небесные тела, это он дал пути солнцу, луне и звездам». Все это находится в полном соответствии с природой Хокмы, способности к формированию идей или Воображению космоса, где все сначала задумывалось, а затем выполнялось и проявлялось в субстанциях. Третьей сефирой является Бина, Матерь всякой формы. Согласно знаменитому каббалисту XVI века равви Моше (Моисею) Кордоверо,

----------------
Моше (Моисей) бен Иаков Кордоверо (1522—1570) — галилейский раввин, который собрал, систематизировал и схематично изложил каббалистическое учение книги «Зо-гар». В 1548 г., в возрасте двадцати шести лет, написал работу «Pardes Rimonim», a через десять лет — «Elimah Rabati», в которых детализировал комментарий к книге «Зогар». Кордоверо попытался кратко изложить и гармонизировать каббалистическую мысль, сделать ее доступной и соответствующей времени, в котором он жил, а по сути дать собственную аннотированную каббалистическую систему. Кордоверо был также учителем Исаака Луриа. (Исаак Луриа из Сафеда — комментатор каббалы, делавший упор на мифологии и мессианстве. Каббала Луриа объясняла «народу, рассеянному по земле», что страдания их имеют космическое происхождение. Придавал еврейскому народу центральное значение в космической драме искупления. Идеи Луриа проложили дорогу мессианскому подъему в еврейской среде, концентрируясь вокруг фигуры Саббатай Зеви. Работы Луриа повлияли на возрождение в XVIII веке в Польше ставшего позднее популярным движения хасидов. — Прим. пер.) Как говорил Гер-шом Шолем, Кордоверо, известный также под именем Ремак, был «основным из теологов, систематизировавших каббалу». Среди других работ Кордоверо: «Мрак прекрасного света» (1587) и «Книга уединения» (1543). Книга «Гранатовый сад» состояла из тринадцати частей или «врат», в которых рассматривались сефирот, божественные имена и значения букв древнееврейского алфавита.

это число есть корень всех вещей. «Космическая исходная сущность» и «первозданная энергия» — такими терминами Блаватская характеризовала это проявление, в каббале называемое Великим морем.

---------------
Мирах — Великое море.

Формы древнееврейских букв, которыми пишется слово «море»,

--------------
Йам — море (евр).

очень точно отражают это понятие, они показывают, как поднимаются и опускаются морские воды. Древние очень мудро символизировали морем нетронутую, девственную субстанцию, распространяющуюся по космическому пространству, ибо вода имеет легко изменяемую форму, каков сосуд, вмещающий воду такой и будет ее форма. Море — наиболее подходящий символ для той пластичной субстанции, из которой надлежит создать все формы, а также нескончаемой, но пассивной энергии. Считается, что Бине соответствует черный цвет, поскольку именно он поглощает все остальные цвета, точно так же и все материальные формы после бесчисленных трансформаций и мутаций возвращаются в исходную субстанцию и поглощаются ею.
Данные три эманации по-своему уникальны. Венец, с его двумя производными, Отцом и Матерью, считается Небесной сефирой, они не несут в себе никаких связей с эманациями, исходящими от них. На рисунке Древа Жизни видно, что Небесные сефиры находятся над Бездной, великим пространством, расположенным между Идеальным и Реальным, отделяющим их от сефир, называемых низшими, то есть Верх от Низа. Как волны поднимаются над уровнем воды, а затем падают, и их движение не оказывает никакого влияния на общее состояние воды, так и реальная вселенная не оказывает никакого воздействия на Небесные сефирот, ибо последние находятся в плане, слишком удаленном не только от нас самих, но и от нашей способности воспринять их. Только с появлением четвертой эманации возникает нечто, что человек способен понять своим несовершенным разумом.
Поэтому существует и еще один метод нумерации, дополнительный к тому, что был приведен выше. Предполагается, что Небесные сефирот абсолютно независимы от сефирот низших, и рождение последних в пределах своей собственно божественной сущности никоим образом не затрагивает сущность высших сефирот. Как огонь освещает темноту и при этом не теряет своей силы, то есть само действие не оказывает никакого влияния на его сущность и бытие, так и деяния Небесных сефирот, исходящие из их центральной сущности, ни в коей степени не уменьшают реальности их источника. Иными словами, они существуют сами по себе над Бездной, хотя окружающее пространство заполняется их рассеиваемой сущностью, а их нумерация завершается в триаде (см. рисунок ниже). Начиная с низших сефирот, находящихся ниже Бездны, плана, обусловленного конечностью существования, исчисление начинается также с единицы.
Таким образом, каждой из сефир в каком-то смысле соответствуют два числа, что указывает на определенную двойственность развития жизненного потока. Хесед соответствуют и четверка и единица, поскольку эта сефира — первая в плане причинности, находящемся под Бездной. В магическом алфавите Юпитер как отец Богов иногда ассоциируется с Кетер. Но, с другой стороны, он также соответствует и сефирс Хесед, поскольку Хесед на низшем плане является отражением Венца. Сохраняется прямая нумерация, поскольку она помогает избежать путаницы между двумя paзличными наборами цифр, и продолжается от единицы до десяти Автор говорит здесь об этом, поскольку только данный факт и способен объяснить разрозненные фрагменты, принадлежащие к системе чисел Пифагора, которая, если применить ее к Древу Жизни, но при этом не помнить о двойственности нумерации, может привести к совершеннейшей путанице.
Затем из первой триады, под Бездной, отражается или проецируется вторая триада эманации. Они, так же как и другие, состоят из мужской и женской сил, третья же сефира есть производная от их прямого взаимодействия, то есть гармонии и равновесия сил. Четвертая сефира называется Хесед, что означает «милосердие», и Гедула, означающая «величие», ей древние философы приписывали астрологическое качество, именуемое Юпитером. Число «четыре» означает систематику и порядок, качества, которые, согласно астрологической традиции, соответствуют планете Юпитер.


Небесная триада

В некоторых, весьма авторитетных источниках утверждается, что четверка — первое из чисел, указывающее на природу стойкости, твердости и стабильности, а поскольку, как мы видели выше, Хесед есть первая из сефир, расположенных под Бездной, и первая из сефир реальных, то и данные замечания вполне справедливы. «Мужская» сефира Хесед символизирует потенциальные возможности объективной Природы. Пифагорейцы, учитывая астрологическое соответствие ее Юпитеру, а также основываясь на мифологических качествах этого божества, покровительствующего ей, называли четверку «величайшим из чудес, Богом иного образа, чем триада».
Пятая сефира, Гебура, или Гвура, означает могущество, и, хотя она является женской эманацией в своем качестве, природа ее исключительно мужская. Некоторые древние источники утверждают, что пятерка есть символ творческой силы, отсюда и теперешняя характеристика Гебуры как сефиры, содержащей в себе концепцию созидания и мощи. Это формообразующая сила, ее название — Могущество, из планет ее соответствует Марс; благодаря ей план, сформировавшийся в Космическом Воображении и спроецированный в качестве образа в исходной субстанции над Бездной, в се-фире Хесед вихрем приводится в действие и проявляется. Пятерка состоит из трех и двух, первая цифра представляет собой пассивную энергию Матери, а вторая — мудрость Отца. Она выражает не столько состояние, но и дальнейшее движение, переход идеального в реальное.
Шесть — сефира, возникшая для того, чтобы гармонизировать и уравновесить остальные силы, называется Тиферет, что в переводе с древнееврейского означает «красота» и «гармония». Цифра «шесть» символизирует все, что уравновешено, гармонично, имеет приятные пропорции, и — поскольку она состоит из двух троек — опять же отражает разнообразные идеи, представленные этими числами. Поэтому, поскольку тройка выражает собой реальные мотивирующие силы эволюции, Макропросопус,

-----------------
«Великое лицо», или «Широкое лицо», титулы Кетер.

или Логос, то и в Тиферет мы обнаруживаем должное и однородное отражение меньшего Логоса, Микропросопуса.

----------------
«Малое лицо», или «Малая внешность», центр находится в Тиферет.

Этой сефире, как считают каббалисты, соответствует планета Солнце, властитель и центр Солнечной системы. Посмотрев на рисунок Древа Жизни, читатель увидит, что Тиферет занимает очень заметное положение в центре всей его структуры. Пифагорейцы утверждали, что число "шесть» является символом души, позднее мы с нами обнаружим, что в человеке Тифсрет, гармоничная эманация Солнца, есть сефира души, центр системы микрокосма, яркий посредник, расположенный между находящимся вверху мыслящим Духом и телом с его инстинктами внизу. Толкователи «Зогара», божественные философы, соотносили третью букву «V» божественного имени с Тифе-ретом, а поскольку она суть «дитя» Небесного Отца и Матери, то и называли ее Сыном.

----------------------
Относится к парцуфим, или лицам (ед. ч. парцуф). Учение в книге «Зогар», в соответствии с которым все сефирот делятся на пять внешностей-архетипов, составляющих антропоморфическое выражение сефирот в соответствии с Тетраграмматоном. Они трактуют буквы Тетраграмматона YHVH в терминах: отец, мать, сын и дочь (или невеста). Парцуфим включает в себя Арик Лнпин (Кетер, то есть Макропросопус), Авва (Хокма, «Отец» ), Лима {Бина, «Матерь» ), Зауир Анпин (центр находится в сефире Тиферет, Макропрозоп, или «Сын» ), и Маяка {Малкут, «Невеста», или Нукба де-Зауир, «женщина Зауира»).

Знаком

---------------------
Печатью Соломона является Гексаграмма, геометрическая фигура с шестью лучами, образованная двумя переплетенными треугольниками. Сами треугольники символизируют противодействующие друг другу и находящиеся в гармоническом равновесии силы огня и воды. Гексаграмма называется также Звездой Давида и Звездой Макрокосма. Она является также символом совершенной человеческой сущности, и символом герметического принципа «что наверху, то и внизу».

этой сефиры, очень для нее подходящим, является Соломонова печать, два переплетенных треугольника, символ истинного равновесия.
Процесс отражения продолжается и дальше, и вторая триада, составленная из чисел «четыре», «пять» и «шесть», — несмотря на то что сама она является отражением Небесных сефирот, — в свою очередь, порождает третью триаду, репродуцируя себя на еще более низком плане. Первая из этих последующих сефирот, Нецах, что означает «победа» или «триумф», — мужская. Семерка считается полным числом, она представляет собой завершение, окончание цикла и его возвращение в себя. Следовательно, с седьмой сефиры начинается новая триада и завершается предыдущая, она вбирает в себя все предыдущие силы.
Природа Нецаха — любовь и влечение, сила связи и единства во вселенной, присоединение одного к другому, действие инстинктивного разума среди живых существ. Философы в сфере магии считали, что этой сефире соответствует Венера как планета, символизирующая любовь, страсть и влечение, а цвет — зеленый, который традиционно принадлежит Афродите, поскольку Нецах особенным образом ассоциируется с силами, связанными с ростом, урожаем и сельским хозяйством.
Второй сефирой в триаде, противоположной Нецаху, является сефира Ход, что означает «величие», «слава». Это женские качества, повторяющие характеристики Хокмы только на более низком, не столь тонком плане.

---------------------------
Среди каббалистов, как известно, нет единого мнения относительно рода сефир, в иных школах одни и те же сефиры имеют разный, мужской или женский, род. Следует помнить, что каждая сефира есть абстракции, содержащая определенные аспекты,. характерные для обоих полон. Нет сефир только мужских или только женских.

Сефира проявляет качества, соответствующие Меркурию, — текучесть, постоянное движение, беспрестанный поток, почему ее, как мне кажется, и называют изменением постоянства. Рядом с ней, очень напоминающая ее по природе, находится девятая сефира, Иесод, что означает «основа», то есть «постоянство в изменении». Как гигантская скорость электронных частиц обеспечивает стабильность атома, так и текучие формы и движение Йесод составляют постоянство и устойчивость физического мира. Иесод — девятая сефира, и ей соответствует цифра, вобравшая в себя все последующие цифры. Сефира Йесод, которую обычно называют астральным планом

--------------------
Астральный план имеет несколько «уровней», или «слоев», плотности и частоты вибрации. Верхний астрал расположен вблизи от ангельского царства, или мира высших духовных существ, нижний астрал ecть мир грез, мечтании, низших духов, иллкний, остатков воспоминаний и фантасмагорий.

или Душой Мира,

----------------------
По латыни Душа Мира называетси Anima Mundi

является десятой основой тонкой электромагнитной субстанции. В ней сфокусированы все высшие силы, составляющие основу или конечную модель, на которой создается физический мир. Йесод является лунной сефирой по природе своей, поэтому из планет ей соответствует Луна, между которой, как омертвевшим спутником Земли, и астральным светом существует довольно любопытная взаимосвязь.
Йесод завершает третью и последнюю триаду, ответвлением от которой является Малкут, десятая и последняя сефира, которая в конкретной форме, в образе кристаллизованном, завершенном и видимом, постижимом чувствами, представляет собой все качества предыдущих планов. Само слово «малкут» означает «царство», под ним подразумевается царство физического мира, место действий и перевоплощений душ, изгнанных из мира высшего, обиталище Святого Духа. Как утверждается в книге «Зогар», этой сефире, которая называется Дочерью, поскольку является земным отражением первой буквы «Н», которая есть Матерь, соответствует буква «Н» божественного имени. Десятая сефира называется также Невестой,

-------------------
Кала — по еврейски.

Дочерью и Девой Мира.
Вполне естественно, все вышесказанное есть не более чем краткий и весьма общий обзор числовой системы эволюции и космического развития, на основе и под волшебным влиянием которого вдохновенный Леви создавал свои яркие и впечатляющие работы. Однако и из приведенного, достаточно незатейливою очерка становится вполне понятным, что числа имеют самое непосредственное отношение к творческому, эволюционному процессу и что они составляют фундамент понимания Природы как ритмичного действия. Последняя фраза необычайно важна, поскольку гармоничные пропорции и действия на самом деле направляют и отмечают первые проявления одной жизни в элементах и во множестве субстанций, в ней присутствующих. Все различия справедливо символизируются числом, образ которого точно раскрывает процесс. Числа представляют развитие завершенной и постижимой вселенной из скрытого и непостижимого источника, из неизъяснимой субстанции, развитие из идеальной концепции до получения законченной формы, в которой находит свое место Идеал. Таким образом, для теурга цифры суть символы самого ритма вселенной, а их сигилам соответствуют определенные общие силы и существа, с которыми он ищет возможности вступить в контакт.
Относительно Древа Жизни есть и еще одна точка зрения, на которой мне хотелось бы остановиться. Она касается того, что мы называем Четырьмя Мирами. Под этими мирами подразумеваются метафизические области как сознания, так и материи, поскольку, согласно теургии, каждое состояние сознания имеет собственное средство распространения, соответствующую степень материи. Миры эти можно рассматривать с двух различных аналитических точек зрения.
Согласно первой из них, Древо Жизни есть в каждом из миров, следовательно, всего существует сорок сефир. Четыре мира называются Миром Архетипов, где первозданные архетипы, или эманации, развиваются в форме Древа Жизни. Этот архетип Древа Жизни можно представить также и в виде человека, которого «Книга сияния» называет Адамом Кадмоном, Человеком Небесным,

---------------------
Адам Кадмон, или Человек Небесный, представляет собой тело Бога. Это божественный прототип человечества, охватывающий собой Древо Жизни. Над головой его — Кетер, Венец, в ногах — Малкут

который содержит в себе все души, все духи и разумы каждой части космоса (см. рисунок ниже). Иными словами, Адам Кадмон суть Универсальная Душа, божественный праотец и родоначальник всех остальных. Именно в этой Душе, Адаме Кадмоне, о которой говорит Леви и на которую мы раньше ссылались, именно в ней, в великой жизни ее, участвует каждая индивидуальная сущность, каждое отдельное сознание.

Голова Адама Кадмона

Как невозможно подсчитать число развитии, возникающих из одного этого постулата, так невозможно и перечислить все то множество порождении внутри него суггестивных (от лат. sug-gestio - внушение, намек) идей. Автор книги имел намерение лишь в общих чертах познакомить читателей с магической философией надеясь, что наиболее заинтересованные из них смогут восполнить образовавшиеся пробелы самостоятельно.
Все количество сефирот в Олам Ацилут, Мире Архетипов, находится в высшем плане духовного сознания, первого проявления сознания из Эйн Соф. По мере течения процесса эволюции Адам Кад-мон постепенно проецируется далее в материю, отчасти несколько плотную, очевидно, теряя свое единство, многогранно отражаясь и образуя Творческий Мир, Олам Бриа. В этом мире на план, находящийся в творческом воображении Макропросопуса, оказывается дальнейшее воздействие, отдельные искры идей облекаются в данных условиях в тонкую субстанцию, присущую этой сфере. И здесь также в результате отражения развивается полное Древо Жизни.
Из Творческого Мира Древо Жизни проецируется в третий план, в Формирующий Мир, Олам Йецира, где воображаемые идеи Логоса, духовные монадические искры, уже облеченные в тонкую ментальную субстанцию Творческого Мира, сформировываются в определенные, логически связанные сущности, в астральные модели, которые, в свою очередь, дают толчок возникновению, или, иными словами, служат твердой основой физического мира. Четвертым и последним планом является Физический Мир, Олам Ассиа, который, являясь кристаллизованной проекцией Формирующего Мира, суть итог и конкретное выражение всех высших миров (см. рисунок ниже).
В свете вышеизложенной концепции можно считать вполне справедливым утверждение герметиков: «Что наверху, то и внизу».

-------------------
Из «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста.

То есть все, что существует внизу, имеет идеальный архетипич-ный двойник в высших мирах. В самых разнообразных формах архетипичные идеи находят свое особое отражение или представление внизу — камни простые и драгоценные, запахи и геометрические формы, — все это особым образом указывает в земной сфере на божественные идеи.
Именно данная метафизическая формула дала Леви основание убедительно заявить о существовании «единой догмы магии — все, что для нас является видимым, есть пропорциональная степень невидимого».

-------------------
Леви Трансцедентальная магия, с. 34.

Леви, или, как его называли, «французский маг», в другом пассаже также замечает, что «видимое суть проявление невидимою, или, иными словами, совершенный Логос в вещах постижимых и видимых, точно пропорциональных, недоступных нашим чувствам и невидимым нашему глазу... Форма пропорциональна идее... и мы знаем, что присущая добродетель вещей создала слова и что существует точная пропорция между идеями и словами, каковые есть первая форма и произнесенная реализация идей».

-----------------------
Ibid

Именно это философское выражение соотношения между идеями и вещами и дает фундаментальное рациональное объяснение, истинное для магии. К нему нам придется вернуться несколько позже, здесь же пока рассмотрим некоторые другие идеи, требующие более детального разъяснения.
Формула Тетраграмматона также применима и к идее о Четырех Мирах, и к первичным четырем элементам. Миру Архетипов соответствует буква «Y». Отсюда Мир Архетипов есть Отец, родоначальник и поглотитель миров. Буква «Y» в этом случае соответствует элементу Огонь, выказывающему жестокость и ярость, активную, духовную природу Отца. Первая буква «Н» в имени Тетраграмматон соответствует Творческому Миру, ему, восприимчивому и пассивному, присущ элемент Вода. Этот план представляет собой Мать, которая, прежде чем дать рождение сыну, ждет, дабы вобрать в себя творческую энергию и поток божественной жизни Отца. Формирующему Миру соответствует буква «V», это Сын, ом, подобно своему отцу, активен, энергичен, обладает мужской природой, поэтому ему присущ элемент Воздух. Божественное имя завершает вторая буква «Н", которая, подобно Матери, пассивна и инертна. «Книга сияния» называет букву «Н» Царским Дворцом и Дочерью, которая представляет собой Физический Мир, являющийся синтезом всех миров.
Второй метод несколько отличаетсч отг вышеописанного. Согласно ему, есть только одно Древо Жизни, на котором расположены все четыре плана или Мира. Кетер. Венец, занимает целый план, это Мир Apхитипов, или Царство Логоса. Вторая и третья сефиры. Небесные Отец и Мать, составляют Творческий Мир. принимающий божественное воображение и выполняющий его. Третий план, или Формирующий Мир, собственно астральный план, - относительнo его мы поговорим подробнее в следующей главе - состоит из слдедующих шести сефир. в которых весь мир подготавливается к; видимому проявлению.

Древо Души (текст вверху: Древо души)

Малкут, Царство, есть Физический Мир К данной точке зрения применимы и все соответствия, о которых мы говорили выше, за тем лишь исключением, повторяю, что здесь мы имеем дело с одним Дреном Жизни, то есть все миры расположены на одном Древе (см. рисунок ниже).
Прежде чем закончить главу, мне следует познакомить читателей с еще одним набором концепций, С точки зрении теургии вся вселенная есть сознание, жизнь и разум, воплощенные и видимую и невидимую формы, Но всем космос - пульсирует и вибрирует один разум, одно духовное сознание, воплощеннос и мириадах искр или монад, проникающих в каждую форму, из которых ничто в космос никоим образом не может высвободиться. Как существуют различные виды минеральной, животной и растительной жизни, а также бесчисленные степени разума человеческого, так и, в полном соответствии с магической традицией, аналогичная граадация разума есть как под, так и над человеком,
Эта аксиома справедлива не только применительно к нашей вселенной, но и ко всякой точке безбрежного космоса, везде и всюду есть различные иерархии высших духовных существ и божественных разумов. Из неведомой и непостижимой человеческим разумом Тьмы, которая суть Эйн Соф может явиться лишь одно неделимое сознание, подобное самому низшему демону с головой собаки м величайшей небесной иерархии Существуют иерархии сознания небесные и земные, божественны»- и демонические, но и последние шкже имеют в себе высших богов и Универсальные Сущности
И этом включается краеугольный камень всей магической философии. Иными словами, в одной и той же философской системе спокойно уживаются и монотеизм, и политеизм. Вся вселенная пронизана одной Жизнью, и эта Жизнь в проявлении своем предстиаляется сонмом могущественных богов, божественных существ, космических духов или разумов, можете называть их как угодно Духовное состояние и разнообразие, приписываемые им, велики и огромны, среди них ecть. и божественные силы розового рассвета космического проявления, от которого произошли мы с вами, духовные искры, выброшенные вниз из божественной сущности.

Четыре Мира

А сейчас мы /же вполне можем расширить концепцию Древа Жизни и Четырех Миров в терминах сознания. Первые проявления боги или существа высшего сознания, которые, исходя из Венца, включают в себя Разум Логоса или непосредственных управителей сформулированного плана. Эти существа можно называть богами, дхьян-чоханами,

--------------------
Санскритское слово, означающее «боги света». Дхьян-чоханы подобны архангелам, это божественные разумы, управляющие вселенной.

элохим,

---------------------
Элохим — «боги» (древнеевр.).

телетархами,

-------------------
В космологии «Халдейского оракула» Юлиана телетархи — «мастера посвящения», составляют сонм ангельских существ, пребывающих в мире эмпирея, пространстве, расположенном между первозданной триадой и материальным миром. Являются третьими по рангу в мире эмпирея и вторым разумом в халдейской космологии (также третьи по рангу по отношению к лингам и синохам). Телетархи ассоциируются универсальными качествами халдейских добродетелей: веры, истины и любви. В понимании халдейских теургов телетархи ведут душу на ее пути вверх, к божественному. Они также отвечают за очищение души от всякого материального влияния.

как угодно, главное — не потерять основной идеи. Для данной схемы характерно наличие различных иерархий существ во всем пространстве, абсолютно упорядоченных, начиная от высших богов в высших мирах до низших иерархий ангельских существ в низших мирах. Каждой из сефир и каждому миру, исходящему из Эйн Соф, соответствует своя определенная иерархия богов, имеющая свою, особую задачу в эволюции и управлении вселенной, свою, присущую только ей природу. Как Кетер, Венец, порождает остальные сефи-рот, так и высшие боги испускают из себя другие божества, менее возвышенные и менее тонкие, чем сами. Как мы с вами уже знаем, нумерация была дана сефирам для того, чтобы они символизировали творческую силу в космосе, а поскольку сефирам соответствуют и боги, то и самих богов мы можем обозначить цифрами, вследствие чего идеи, ассоциируемые с определенным космическим процессом, с тем же успехом становится возможным применить к природе того или иного бога. «Существует странная взаимосвязь между числами и богами», — как удачно сказал Пифагор (см. рисунок ниже).
«Что наверху, то и внизу». Все существующее на земле имеет свои вечные духовные прототипы вверху, на небесах, и все сущее есть младенческое отражение богов, трепещущее и неясное. Чем дальше (метафизически и соразмерно расстоянию) какая-либо из эманации находится от своего источника, тем она слабее и туманнее как отражение от источника, породившего ее. Боги, или Универсальные Сущности, более четко и ярко выражают неугасимую духовную природу Эйн, в их же земных эйдолонах,

-------------------
Слово эйдолон — производное от греческого корня eidos, что означает «форма». Характеризует образ идеального.

низших богах, этот ослепляющий блеск затуманивается и гаснет, словно что-то мешает его полному свечению.


Эманации божественного

В человеке отражение образа богов, сияние брахманического света, во многих случаях оказывается либо частично, либо почти полностью приглушенным. Как тепло огня теряется в зависимости от удаленности от пламени, так и в человеке заложенная искра богов становится все более и более тусклой. Чем далее он уходит от них, тем ближе он подходит к саморазрушению. Отношения между порядком жизни и сефирами, между богами, людьми и числами дают нам объяснение действенности магических символов и роли, которую они играют в теургических ритуалах. Знаки и печати в совершенстве отражают внутренние реалии, каждый символ указывает на некие иерархии богов и духовных разумов. Из доктрины ключей неумолимо вытекает, что каждый феномен неразделимо связан с идеальным ноуменом, и таким образом подтверждается действенность теургии.
Объектом магии, следовательно, является возвращение человека к богам, процесс единения сознания личности, в течение всей его жизни, с высшим существом вселенской Сущности, со всеохватывающим сознанием богов, которые есть непреходящие источники жизни и любви. Только так к человеку могут прийти свобода просвещение и сила увидеть красоту и величие жизни, постичь ее такой, какая она есть в действительности. Только духовное возвращение к источникам, из которых человек вышел, раскрытие всего себя им, подобно тому как прекрасный золотой цветок раскрывает свои лепестки Солнцу, дабы с восторгом и жаждой вобрать в себя его живительный свет, способно дать человеку просветление и свободу от наложенных на него земных оков и цепей.
Решение всех проблем человека и мира лежит в нахождении им, прежде всего, своего внутреннего бога и установлении неразрывных отношений с богами вселенской жизни. В этом более благородном сознании просвещения, основу которого составляет божественное единение, и кроется сила обуздания мира-хаоса. Только так человек срывает с себя путы, которые связывают его сильнее всех смертных оков. И нет здесь иного решения, кроме как магические знания своего внутреннего мира и познание богов всего сущего. «Если сущность и совершенствование всего добра заключены в богах, а первая и древнейшая сила их находится с нами (теургами), и когда те, кто, как и мы, будет принадлежать к тем удивительным в своем великолепии природам, истинно обретут единение с ними и искренне обретут начало и конец всего добра, когда будет так, то обретется и созерцание истины, и разумная наука. А познание богов сопровождается... познанием самого себя».

------------------
Ямвлих. О мистериях, ч X, гл. I, с. 327,328.

Сайт управляется системой uCoz