ГЛАВА ШЕСТАЯ
БОГИ
Как было показано в предыдущих главах, одна из главных целей высшей магии заключается в единении, как сейчас, так и после, с божественным, то есть союз, который может быть достигнут не простым размышлением о доктринах, а практическим применением качеств и сил в обрядах и церемониях. Под божественным теурги понимают вечный, духовно активный и динамичный принцип и его отраженное проявление в Существах, степень тонкого духовного сознания которых, как личностного, так и общего, настолько велика, что может быть приравнена к сознанию богов и охарактеризована как божественная. Разумеется, я высказываю здесь объективную точку зрения, придерживаясь которой и буду говорить в данной главе о богах, оставляя за читателем право либо придерживаться ее, либо интерпретировать сказанное как ему заблагорассудится.
Однако в самом начале мне хотелось бы предостеречь читателя. Ему не следует думать, что теурги и божественные философы были политеистами
--------------------
Слово политеист происходит от греческих слои ро/и и thcos, имеете означающих «много богов». Политеисты поклоняются не одному, а нескольким или многим богам.
в общепринятом смысле этого слова. Подобный вывод был бы в корне неправильным и не отражал реального положения вещей. Даже древние египтяне, с их богатым и красочным пантеоном богов, включавшим в себя множество иерархий, и которых нередко обвиняют в примитивном и грубом политеизме, на самом деле не были таковыми.
Э. А. Уоллис Бадж приводит немало доказательств этого. Он пишет: «Хотя простому народу и нравилось верить во многих богов, элита общества, жрецы и люди образованные придерживались единобожия, они верили в одного Бога как творца всех существ как на небе, так и на земле, и всех их для простоты называли богами».
----------------------
Бадж. Боги египтян, т. 1, с. 137.
Аналогичная точка зрения господствует и в магии. В соответствии с магической традицией считается, что есть только одна Вечная Жизнь, распространяющаяся во всем космосе. Она пронизывает каждый уголок космического пространства и пульсирует там, поддерживает жизни всех существ, находящихся на бескрайних просторах космоса, в его бесчисленных мирах. Эта неведомая жизнь, вечная и бесконечная, неподвластная пониманию в своем величии, непознаваемая и непостижимая для человеческого разума. Но следует иметь в виду главное — это она произвела на свет и всех богов, и всех людей, и всех духов, и все предметы, вообще все, что существует.
Отрицательная и пассивная энергия, однородно рассеянная по бескрайнему космическому пространству, образом, недоступным для нашего ограниченного понимания, получила жизнь, создала первозданные активные центры, которые по прошествии многих и многих эонов расширились и постепенно утвердились в космосе. С этими центрами, первыми проявлениями, из дремлющей, латентной однородности возникли неоднородные группы божественных существ или космические Разумные Силы, которые стали архитекторами и строителями вселенной.
Из их индивидуальной духовной сущности появились меньшие иерархии, они же, в свою очередь, породили или создали из себя еще меньшие группы; в конечном счете этот процесс привел к возникновению человеческих душ, отражений и производных от благословенных богов. Эти разумные силы назывались по-разному: богами, демонами, универсальными сущностями, дхьян-чохана-ми, зонами,
--------------
Согласно философии гностиков эонами называются «перерожденные», то есть живые сущности, боги, эманиции илои идеи, олицетворяющие отрезки времени и участки пространства, которые отделяют человечество°т Бога и которые в процессе эволюции следуют один за другим
телетархами и т.д. Но как бы их ни именовали, им всем присуща фундаментальная идея сознательных (хотя и не обязательно самосознательных, интеллектуальных) центров силы, мудрости и разума, которые тем или иным образом создают из себя проявленную конечную вселенную.
Древнеегипетские теурги тщательно изучали эти силы или богов, и обнаруженные вследствие этого их качества и свойства записывали в форме сказаний, аллегорий, мифов и легенд. Даже в обычных изображениях божеств каждая из деталей рисунка имеет свое особое значение, все в них, даже самый несущественный знак имеет свою символику, несет на себе отпечаток того ли иного качества. К примеру, голубое перо в руках одного из богов или на его головном уборе служит знаком истины, непреклонности, честности; скипетр же несет в себе идею о том, что владеющий им бог обладает высшей властью. Каждый отдельный символ и знак на изображении бога содержит в себе ключ к раскрытию характера и качеств его, присущей ему природы.
Мифы и легенды о богах, передававшиеся жрецами из поколения в поколение, это не просто упражнения в красноречии и фантазии невежественных людей, которым нечем больше было заняться, кроме как придумывать красочные велеречивые радостные или страшные сказочки, упражняясь друг перед другом в красноречии и игре воображения. Напротив, в этих легендах нет ни единого слова вымысла, каждое слово в них, каждое яркое описание бога имеет тайный смысл, содержит массу трансцендентальных знаний, которые увидят, поймут и воспримут те, кто способен это сделать. Трудно себе представить, чтобы египтяне, народ, как известно, мудрый и лукавый, создавший цивилизацию, память и памятники которой дожили до наших дней, будут бездарно тратить время на составление ничего не значащих, пусть даже и очень интересных мифов, детских фантазий о том, что не существует.
Не стоит думать, что египетский пантеон, а особенно боги, которые ассоциируются с теургическими культами, появились в результате прослушивания или прочтения мифов, как следствие игры богатого развитого воображения. Примитивные люди не творили себе богов, как теперь привыкли считать многие представители сравнительного религиоведения, лишенные элементарного сочувствия и понимания религиозного гения. Фактически древние египтяне, возможно, сами того не очень понимая, давали этим силам, в том числе и природным, имена (но даже и эти имена имели большое значение) и наделяли их квазичеловеческими качествами, в точности им соответствующими, присущими именно им, которые могли бы символизировать или проявлять божественное.
Все мысли и идеи, все великие знания египтян нашли свое красочное отображение в сказаниях и аллегориях, в притчах, а
также в рисунках. В таком виде они дошли до нас. Отвергать их тщательно разработанную систему наставительного иносказания как детски надуманную — значит проявить если не отсутствие разума, то, по крайней мере, полное невежество. Легко можно продемонстрировать, что для раскрытия в них неведомых доселе глубин знаний их нужно внимательно прочитать и изучить.
Кроме того, различные знаки и рисованные символы богов, которыми египтяне любили украшать папирусы, по тем же причинам нельзя считать простыми, не несущими никакого смысла элементами. Каждый бог в египетской мифологии имел четко определенные функции в космосе: он либо созидал, либо охранял, либо, в зависимости от обстоятельств, разрушал, — и функции эти выявлялись в результате тщательного наблюдения, как секулярного, так и теургического, проводимого в течение долгого времени, после чего все качества бога, его природа выражались в рисунках.
Лично я не совсем верю, что древние египтяне считали бога солнца Ра именно таким, каким они изображали его на своих рисунках. В равной степени я не убежден в том, что они безоговорочно верили, что солнце в полночь принимает форму жука. Думаю, единственно, во что они верили — это в то, что скарабей
------------------
Жук-навозник.
может служить символом солнца, так как до некоторой степени отражает природу солнца после заката. Полагаю, то же самое обстоит и с коровой, считавшейся в Древнем Египте символом богатства и изобилия, и с ибисом, символом мудрости и высших рассудительных способностей. Сокол, по причине своей способности застывать в небесах, как нельзя лучше отражал высшее «я», которое, оторвавшись от всего земного, включая форму, невозмутимо взирает вниз, на материальное.
Символизм древних египтян нуждается в серьезном углубленном исследовании, поэтому я хотел бы заметить здесь читателям, что, если изучать богов хотя бы с половиной того внимания, которое обычный человек уделяет чтению ежедневных газет, из этого занятия можно извлечь массу полезнейших знаний, имеющих громадное значение в практической магии.
Священный урей, корова, сокол и скарабей.
Эволюция космоса, духовная и физическая, впервые была отмечена философами в виде геометрических изменений формы. В каждой из эзотерических космогонии используются круг, точка, треугольник, куб и т. д. Последние были включены в простую геометрическую форму, известную в каббале под названием Древа Жизни.
Каждому космическому развитию была присвоена цифра и бог или иерархия богов, существующие в виде особого значения цифры или особой фазы эволюции. Таким образом в каббале мы имеем десять главнейших эманации. Каждой из них соответствует своя цифра, каждой цифре — определенный бог.
Существует десять наборов иерархий космических сил, духовных, динамичных и разумных, результатом согласованных действий которых становится физическая вселенная. В соответствии с теургической традицией иерархии классифицируются по нисходящей шкале чистоты и духовности, начиная от богов и заканчивая архангелами, разумами и духами.
Отсюда следует, что поскольку основная цель магии — достижение тем или иным образом тесного и неизменного духовного единения с этими космическими божествами, которые есть основные реальности и источники поддержания жизнедеятельности, то крайне желательно дать и их описание, продемонстрировать читателям, как их понимали древние египтяне. В нижеприведенной таблице дается их классификация в соответствии с их иерархиями и шкалой. Кроме того, таблица содержит указание на сефирот, что также поможет читателю лучше понять сущность богов, если, конечно, он помнит содержание предыдущей главы, где автор приводил характеристики самих сефир.
Основываясь на оригинальных древнеегипетских текстах, автор даст каждому из богов краткое описание. Делать же окончательный вывод предстоит самим читателям. Природа архангелов, разумов и духов, приведенных в таблице, будет раскрываться на основе свойств управляющего божества.
Космическому развитию, представленному в каббале сефирой Кетер, Венцом, соответствует египетское божество Птах. Имя это переводится как «Открыватель». Для египтологов этот факт представляется камнем преткновения, ибо не вписывается в их классификацию, так как если предположить, что Птах ассоциируется с рассветом, с открытием дня солнцем, то становится непонятным, почему нигде в оригинальных текстах, посвященных божественным иерархиям, не указывается, что он входит в какую-нибудь важную группу богов.
В «Книге мертвых» его качества и свойства не имеют ни малейшего отношения к Ра, Хефра и Ту - богам, ассоциирующимся с рассветом, закатом и ночным затмением Солнца.
Сефира |
Планета |
Бог (1 |
Архангел (2 |
Хор ангелов (3 |
Разум планеты (4 |
Дух планеты (5 |
Кетер
Хокма
Бина
Хесед
Гебура
Тиферет
Нецах
Ход
Йесод
Малкут |
-
-
Сатурн
Юпитер
Марс
Солнце
Венера
Меркурий
Луна
- |
Птах, Амон
Тахути
Исида
Маат
Гор
Ра, Осирис
Хатор
Анубис
Шу, Пашт
Себ |
Метатрон
Рациил
Цафкиил
Цадкиил
Камаил
Рафаил (6
Ганиил
Михаил
Гавриил
Зазиил (8 (Зазел) |
Хайос хаКадош (Хайот ха-Кадеш)
Офаним
Арилим (Ерилим)
Хашмалим
Серафим
Малахим
Элохим
Бени Элохим
Херувим (Керувим)
Ишим |
-
-
Агиил
Иофиил
Графиил
Нахиил
Хагиил
Тириил
Таршишим ве-ад Руах Шехалим (7
-
|
-
-
Зазиил (Зазел)
Хасмиил (Исмаил)
Барцбаель (Барцабель)
Сорас (Сорат)
Кадмиил (Кедемель)
Тафтартарат
Асмодаи (Хасмодай)
- |
--------------
1) Перечень соответствия древнеегипетских богов сефирот есть лишь один из возможных способов поиска соответствий. Читателю следует иметь в виду, что каббалистическая система отличается от древнеегипетской, по сути это совершенно разные вещи, так как различны сами духовные взгляды народов. Любая корреляция этих систем в научном плане будет, по крайней мере, не совсем точной.
2) Архангелы — высшие ангелы, действующие, согласно каббале, в мире Бриа, управляющие очень большими группами, или сонмами, меньших ангелов. Приведенный здесь перечень архангелов мира Бриа в точности соответствует учению Золотого Рассвета (с одним исключением, см. сноску 8).
3) Группы и хоры ангелов в мире Йецира в соответствии с каббалистической традицией. Перечень ангельских иерархий в Золотом Рассвете совпадает с изложенными Афиппой «десятью порядками» благословенных в соответствии с традицией «человеков» (см. Агриппа, с. 288 289) и с иерархией, предложенной в Магическом календаре датского астролога Тихо Браге (1620).
4) В планетарной магии Разумом называется направляющая ангельская сила, которой, в свою очередь, руководит планетарный архангел-управитель. Разумы действуют в мире Бриа и являются фактически подобиями архангелов. Лучше всего они описаны в работах Корнелия Агриппы («Три книги оккультной философии», впервые опубликованной в 1531 г.) Впоследствии понятие об архангелах было включено в учение Золотого Рассвета (см. Агриппа, с. 318-329, и Регардье, «Золотой Рассвет», с 498-502)
5) Планетарных духов лучше изучать по книгам Агриппы, посвященным камеот, или магическим квадратам планет. Планетарные духи действуют в мире Йецира и считаются слепыми силами, которых можно использовать как во благо, так и во зло и которое включено в учение Золотого рассвета
(см. Агриппа, с. 318-329 и Регардье «Золотой Рассвет», с 498-502)
6) В Золотом Рассвете принято что Рафаил соответствует Тифарету, а Михаил - Ходу, что согласуется с предложенной Агриппой характеристикой десяти ангелов - управителей Разумного Мира (см. Агриппа, с. 288-289)
7) Обычно называется малопонятной фразой Малка бе Таршишим ве-ад Руахот Шехалим. Наиболее приемлемый ее перевод дает Давид Гудвин: «Царица хризолитов и вечных
духов львов. (См Гудвин, с. 184)
8) Обычно с Малкутом ассоциируется архангел по имени Сандалфон,
поэтому совершенно не понятно, почему Регардье поместил здесь Зазиила (Зазела). Зазел — дух Сатурна, следовательно, ему не место среди архангелов сефирот. Возможно, Регардье просто не понравилось, что Тихо Браге и Агриппа посчитали Душу Мессии архангелом Малкута, хотя, на первый взгляд кажется маловероятным, чтобы Регардье не знал, что в Золотом Рассвете Сандалфон причисляется к десятой сефире (в работе Кроули «Сефер сефирот» напечатанной в 1909 г., в его книге <<777>>> еврейское имя Сандалфона, как и его цифровые значения, называется архангелом Малкута). А возможно, что Регардье это знал но не любил данное соответствие, потому и привел здесь Зазела с целью попытаться показать соотношение между Бина/Сатурн и Малкут/Земля.
Однако, отталкиваясь от магической философии, совсем не трудно определить, в каком именно смысле Птаха называют Открывателем. Этот бог именуется Птахом потому, что его появление знаменует или открывает цикл космического проявления, потому что именно Птах есть тот самый скрытый Логос, центральная метафизическая сущность, давшая жизнь всему (см. рисунок на с. 141).
Такая интерпретация, очень похоже, имеет иллюстративное подтверждение, ибо на многих рисунках Птах изображается у гончарного круга вылепляющим яйцо мира. Бадж также приводит доказательство в пользу данной точки зрения, где указывает, что этимологически корень имени Птах очень близок к другому слову, означающему «вырезать» или «работать стамеской». Данное значение помогает абсолютно точно найти Птаху достойное его место, поскольку и само слово «мастер» нередко попадается в древнеегипетских текстах. Таким образом, мы обнаруживаем, что Птах есть не только открыватель революционного цикла, но и вышедший из «в высшей степени неведомого мрака», тот самый Великий Архитектор Вселенной, давший вместе с Тотом и Исидой рождение всем проявленным вещам. Его называли «тем самым великим богом, который появился на заре времен», а природа его решительно определялась тем, что Птах считался «отцом всех начал, сотворившим яйцо (или яйца) Солнца и Луны».
Бог Амон принадлежит к той же категории божеств, что и Птах, то есть соответствует тому же набору философских категорий, связанных с Венцом. Его рассматривали как невидимую созидательную силу, бывшую источником всей жизни на небесах, на земле и в подземном мире. В конечном счете Амон проявил себя в Ра, боге солнца. Само это имя подразумевает нечто сокрытое или тайное, во времена правления Птолемеев
----------------
Династия Птолемеев правила в Древнем Египте в период 332—330 гг. до н. э. 140
оно ассоциировалось со словом, означающим «обитать», «пребывать», «быть постоянным».
В одном из священных документов содержатся весьма красочные приветствия к нему, из которых можно легко получить полное представление о его истинной природе. Священная душа, появившаяся в самом начале... первая божественная сущность, давшая рождение двум другим божественным сущностям; бытие, от которого получили существование все остальные боги.
Птах, создающий яйцо мира
Кроме того, существует значительное количество свидетельств основываясь на которые легко поверить, что к той же категории богов можно причислить и Осириса. В изданной Британским музеем брошюре о «Книге мертвых» говорится, среди прочего, о некоей египетской принцессе, которая считала Амона-Ра и Осириса не двумя разными богами, а двумя аспектами одного и того же Бога. Она, в частности, верила в то, что сокрытая творческая сила, заключенная в Амоне, являлась всего лишь другой формой той же самой силы, олицетворением которой был Осирис.
Однако, если уж быть абсолютно точным, то Осириса следует рассматривать как человеческое воплощение этой творческой силы, как воплощение Наивысшего Бога в образе человека; как, если хотите, Аватару,
-------------------
Аватара — божественное воплощение, нисхождение бога или иного существа, возвысившегося до такой степени, когда ему уже не нужно заботиться о необходимости возродиться, на землю и принятие им образа простого смертного.
Высшего Духа. Есть масса доказательств, подтверждающих истинность такой точки зрения. Ибо Осирис призывал к обновлению и возрождению, к духовному воскресению, и в этом смысле его можно уподобить просветленному адепту, очищенному страданиями и испытаниями, нисшедшему после смерти в подземный мир и чудесным образом восставшему во славе для вечного царствования на небесах. И если принять подобную точку зрения, то получается, что Осирис как тип принадлежит к Тиферету. Тем не менее в нем есть один аспект, Асар-Ун-Нефер, Осирис, Ставший Благодетельным или Совершенным, и в данной божественной форме он полностью соответствует той фазе Кетер, которая является самым реальным и самым глубоким аспектом — личностной индивидуальностью (см. рисунок ниже).
Природа Тота или Тахути, а также описание характеристик, которые древние египтяне приписывали ему, не оставляют ни малейших сомнений в его прямом соответствии Хокме. Как замечает Бадж, он — бог Мудрости и сама Мудрость, он — воплощение разума всего сонма богов. Имя Тахути, как выяснилось, — производное от древнего названия птицы ибис, которая в конечном счете благодаря своим привычкам, спокойствию, невозмутимости — действительно создается впечатление, что она постоянно о чем-то думает, — стала ассоциироваться с мудростью.
Амон-Ра, царь богов
В этом смысле качества Тота блестяще описаны в работе Баджа «Боги египтян», откуда я позволю себе процитировать один абзац: «Прежде всего, Тота считали сердцем и языком, то есть он был разумом и рассудительными способностями Бога, средством, с помощью которого их воля превращалась в речь, в одном из аспектов он был и самой речью; позднее же он, вероятно, как указывает доктор Бирч, стал для Платона тем самым Логосом. В каждой легенде, где Тот является одним из главных действующих лиц, мы видим, что именно он произносит слово, соответствующее воле Ра, в результате чего она выполняется, и что, если он отдает какой-то приказ, он также выполняется тем или иным способом. Тот произносил слова, в результате чего были сотворены и небо, и земля... Это он своими знаниями и силой исчисления измерил небо, задумал и сотворил землю и все, что есть на них, это его воля и его сила удерживают небо и землю в равновесии, это Тот своими познаниями в небесной математике соответственно использовал законы, на которых создавались небеса и земля и на которых они зиждутся; это он отметил движение небесных тел, часы дня и времена года».
-----------------
Бадж. Боги египтян (Budge. The Gods of the Egyptians), т. 1, с. 407, 408.
В конечном счете именно Тот есть воплощение разума Бога, или Логос, и как всепроникающая, направляющая и управляющая небесная сила, он формирует особенность египетской религии, «которая так же величественна, как и вера в воскресенье мертвых в духовном теле, и доктрина о вечной жизни».
Исида и Осирис
Афина Паллада, древнегреческая богиня мудрости, которая, согласно легенде, родилась в полном вооружении и доспехах из головы своего отца, Зевса. Уран, бог звездного неба, вполне может быть помещен в один ряд с Тотом и Афиной, поскольку Хокма традиционно называется сферой Неподвижных Звезд.
Богиня Исида, соответствующая Бине, считалась родительницей вселенной, первой из отпрысков веков, правительницей неба, моря и всего, что есть на земле, Небесной Матерью, которую, под разными именами, чтил весь древний мир. Ей поклонялись, ее горячо и искренне любили за то, что видели в ней, Царице Небес, сострадательную и справедливую покровительницу обеих миров. Суммируя все те качества богини, которые приводил Бадж, можно сказать, что в Исиде видели великую и благодетельную Матерь, влияние и любовь которой проникало в каждый уголок небес, земли и обиталища мертвых; для древних она
олицетворяла великую пассивную силу продолжения рода, мысли которой были беспорочны и которая давала жизнь всему живущему.
Все, порожденное ею, она защищала, обо всем заботилась вскармливала, лелеяла, все свои жизненные силы Исида использовала величественно и в высшей степени результативно, она не только создавала новое, но и возвращала к жизни умерших. Помимо всего прочего, она олицетворяла собой высший тип верной и любящей жены и матери. Именно за эти качества египтяне почитали Исиду.
Согласно давно известной семейной легенде, Осирис, ее муж, был убит хитростью своего брата Тифона, или Сета (он символизирует разрушительный аспект Природы), тело его было положено в ящик и сброшено в Нил, и воды реки унесли ящик с телом Осириса в море. После долгих и утомительных поисков Исида все-таки обнаружила его и спрятала, как ей показалось, в безопасном и тайном месте, которое, однако, злобный Тифон нашел, после чего расчленил тело Осириса.
Рассказ о ее поисках тела убитого мужа, о его воскресении и о рождении сына, Гора, потрясал воображение египтян, особенно в одном из ярчайших мест повествования, где говорилось о том, как Исида обратилась за помощью к Тоту, богу мудрости и магии, и он, обладая высшими тайнами теургического искусства, научил Исиду, как и с помощью каких слов она может на время оживить своего мужа Осириса и зачать от него божественного сына Гора.
Помимо этой, существует и другая, весьма туманная легенда о том, как Исида, как это ни парадоксально прозвучит, оказывала помощь Тифону в его борьбе против Гора, который, узнав о предательстве матери, пришел в такую ярость, что убил и обезглавил ее. Правда, Гор тут же пожалел о своем поступке и, превратив отрубленную голову Исиды в голову коровы, приставил к ее телу. Эта легенда отчасти проливает свет на ту связь, которая прослеживается между Исидой-матерью и Хатор, богиней-коровой; очень многие значительные качества последней в большой мере соотносятся с качествами Исиды.
Древо Жизни, на рисунке которого графически отображается процесс эволюции, частично может помочь в понимании идеи, лежащей в основе этой легенды, равно как и древнегреческая легенда о Кроносе, который также соотносится с сефирой Бина.
В легенде о Кроносе рассказывается о том, как он лишил своего отца, Урана, власти над миром, но, в свою очередь, был лишен ее со стороны своего сына, Зевса.
В книге «Тайная доктрина»
----------------
См. Блаватская. Тайная доктрина (Blavatsky. The Secret Doctrine), т. 2, с. 268-270, с- 415, 416.
вполне убедительно раскрывается сокровенный смысл этой легенды. Грубо говоря, под Кроносом следует понимать Вечную Длительность, не имеющую ни начала, ни конца, существующую вне разделенного времени и пространства. Боги, рожденные для того, чтобы совершать поступки в пространстве и времени, то есть чтобы вырваться из круга духовного царства и попасть в земной план, выражаясь языком аллегорий, восстали против Кроноса и вступили в битву с одним сущим и высшим Богом.
В то же время, когда легенда говорит о Кроносе как об убийце своего отца, то смысл здесь в следующем. Абсолютное время становится конечным и условным, из целого извлекается кусок и, таким образом, показывается, что Кронос, отец богов, из Вечной Длительности превратился в ограниченный период времени. Аналогичную интерпретацию можно применить и к обезглавливанию Исиды, вследствие чего совершился переход небесной созидающей богини в низший, земной план.
Богиня Маат, соответствующая сефире Хесед, в древнеегипетской системе иерархий по своим свойствам очень напоминает Тота, строго говоря, напоминает так сильно, что может считаться его двойником в женском образе.
Символом и опознавательным знаком Маат является страусиное перо, иногда одинарное, иногда сдвоенное, в руке богини или на ее головном уборе. Само слово «маат» некогда означало «то, что является прямым» и использовалось в физическом и моральном смыслах, однако впоследствии стало выражать такие понятия, как «справедливость», «истинность», «праведность» и «прямолинейность». Иными словами, в Маат воплотились идеи физического и морального закона, порядка, истинность космической упорядоченности. Можно легко проследить, что многие из качеств Маат приписываются астрологами планете Юпитер, которая соотносится с той же сефирой, что и богиня.
В моральном плане Маат считалась величайшей из богинь, она стала хозяйкой Зала Суда в подземном мире, в Туате, где, согласно религиозным представлениям древних египтян, в присутствии Осириса происходило взвешивание сердец умерших. Изображается
Маат, как правило, стоящей или сидящей на троне, со скипетром верховной власти в одной руке и анкхом, символом жизни в другой.
На некоторых рисунках она изображена с крыльями на каждой руке, на других — правда, крайне редко — на ее голове, не украшенной никакими головными уборами, видно стоящее прямо перо Истины.
Богиня Маат
Римский Юпитер изначально считался божеством стихий, ему поклонялись как богу дождя, бурь, грома и молнии. Повелитель небес и владыка света, он мог предсказывать будущее, а также события, ставшие результатом проявления его воли. В Древней Греции аналогом ему был Зевс. Оба они, и Юпитер, и Зевс, принадлежать сефире Хесед.
Имя пятой сефиры, Гебуры, переводится как «мощь», в астрологии ей соответствует планета Марс, а их общие характеристики воплотились в Горе. Гор, в традиции древних египтян, — бог власти, имеющий множество форм, важнейшие из которых — Гоор-паар-Краат
------------------
Гарпаркрат.
и Хру-Хути.
----------------
У греков — Гармахис.
В первой ей соответствует греческий Гарпократ, он изображается с локоном в правой части головы, символизирующим сверкающую юность; иногда, правда, голова его украшена трехзубчатым венцом с пером и дисками, и еще реже — диском и пером.
В большинстве случаев указательный палец Гора поднят и касается губ, это знак молчания. В форме Хру-Хути (Гора двух горизонтов) он изображается либо в образе сокола, с солнечным диском, окруженным уреем, либо в трехзубчатом венце, или короне атеф.
------------------
Атеф, или корона Гора. Представляла собой высокий, белого цвета, остроконечный головной убор с рогами барана по бокам и уреем спереди. Два пера на нем сими лидировали две истины — жизнь и смерть. — Прим. пер.
Гор очень тесно ассоциировался с богом солнца; достаточно сказать, что он олицетворял солнечный диск в его ежедневном пути по небесам от рассвета до заката. Но с сефирой Гебура он связан именно как Гор, как потомок Исиды и Осириса, мстящий за насилие, совершенное над его отцом, отдающий возмездие за его смерть.
Изображался Гор в образе сокола, с высоты небес он находил врагов своего отца и нападал на них. Атаковал он столь стремительно и яростно, что враги полностью теряли зрение и слух, от охватывавшего их ужаса глаза и уши отказывались служить им
Вот как описывается Гор в уже упоминавшейся мной брошюре изданной Британским музеем. Полагаю, приведенный абзац Не оставит читателя равнодушным:
«Когда Гор пришел в зрелые лета, он дал клятву найти Сета и начать войну с убийцей отца своего. После долгих поисков Гор наконец нашел его, и тогда началась между ними жестокая битва И хотя Сет еще до того, как был повержен на землю, уже был побежден, он смог из последних сил протянуть руку, вырвал правый глаз Гора и рухнул, держа его в своей руке. Даже и после этой битвы Сет преследовал Исиду, и Гор ничего не мог сделать с ним, поскольку, лишившись глаза, сделался беспомощным. Тот заставил Сета отдать ему глаз Гора. Затем Тот принес Гору его глаз, вставил, помазал своей слюной, и он стал видеть. После этого Гор отправился на поиски тела своего отца Осириса с целью оживить его. Найдя тело, он снял связывающие его пелены, чтобы Осирис мог двигаться и встать. Под руководством Тота Гор, принесший Осирису дары, прочитал несколько заклинаний... Он обнял Осириса и через объятие передал тому свое ка,
------------------
Ка — египетский эквивалент астрального тела.
то есть свою живую личность и мужество, а также отдал ему глаз, который вырвал у него Сет и который ему принес Тот. Как только Осирис съел глаз Гора... он сразу же восстал, как и прежде, полный физических и умственных сил, работу которых приостановила в нем смерть. Он вышел из похоронных носилок, в которых находился, и сделался Повелителем Мертвых и Царем Подземного Мира».
--------------------
Ссылку на это повествование можно найти в книге Баджа «Осирис и египетское воскресение» {Budge. Osiris and the Egyptian Resurrection), т. I, c. 82-89.
Гор, бог огня и силы
Греческому богу Марсу соответствует древнегреческий бог Арес. Обоим им поклонялись как богам войны и битвы. Здесь, как мы видим, продолжается основная идея Гебуры, воплощающая в себе силу, мощь, власть и энергию.
Я хотел бы немного дольше задержаться на рассмотрении соответствия богов сефире Тиферет, поскольку они более всех остальных имеют отношение к главному качеству, которым должен обладать маг, а именно к целеустремленности. Поскольку Тиферет — это сефира Красоты и Гармонии, а также дом души, то боги, традиционно ассоциирующиеся с ней, особым образом символизируют прославляемую душу, или святого ангела-хранителя. Дионис, Осирис, Митра и многие другие в той или иной степени олицетворяют бессмертие, красоту и гармонию.
Все эти качества великолепно охарактеризовал и свел воедино, в одну философскую концепцию Морис Метерлинк,
-------------------
Метерлинк, Морис (1862-1949) - бельгийский эссеист, поэт-символист и драматург. Драмы его считались одними из лучших в театре символистов. В 1911 г. Метерлинк был награжден Нобелевской премией по литературе.
«Дионис, — пишет он, — это и Осирис, и Кришна, и Будда, он присутствует во всех божественных воплощениях, он бог, который нисходит или, скорее, проявляется в человеке, он и смерть, временная и иллюзорная, и возрождение, фактическое вхождение в бессмертие, он временный союз с божественным, который есть лишь прелюдия к конечному единению, бесконечному циклу вечного становления».
-----------------
Морис Метерлинк цитата взята из работы Льюиса Спенсера «Мистерии Египта», с. 179 (Maurice Maeterlinck. The Great Secret: Library of the Mystic Arts (Великая тайна: литература мистических искусств), Citadel Press, 1989).
Следовательно, божества, характерные для Тиферета, представляют собой просвещенную душу, вознесшуюся через страдания, ставшую совершенной в результате перенесенных испытаний, восставшую в победной, триумфальной славе. Осириса можно считать ярким символом этих молодеющих богов, в доказательство чего можно найти множество свидетельств о том, что с момента своего появления и до последней минуты Осирис оставался для египтян богочеловеком, который много страдал и умер, и воскрес, и стал царем в духовном царстве.
Египтяне верили в то, что каждый человек, подобно Осирису, способен унаследовать вечную жизнь, при том, однако, условии, что он воздаст богам тем же, чем и они воздали ему. В этой доктрине можно, кстати, найти рациональное объяснение проведению так называемых драматических ритуалов. Ритуалы устраивались для того, чтобы получить возможность умилостивить или убедить Осириса и других богов, способствовавших его воскресению (Тота, к примеру, «владыку божественных слов, писца среди богов»; Исиду, использовавшую данные ей Тотом магические заклинания; Гора и других богов, которые своими ритуалами помогли вернуть Осириса к жизни), поступить в отношении них точно так же милостиво.
Поклонение Митре и Дионису имеет аналогичную подоплеку. В основе его также лежит духовный триумф богочеловека и возвращение бога солнца, который как символ совершенной души вошел в сознание человека и, просветлив его разум, сбросив покров мрака с его жизни, высвободил его дух, ставший от этого светлым и радостным. Аналогично, символом богочеловека является и Кришна, ибо в нем дух и материя находятся в равновесии, поэтому, став аватарой, земным обиталищем универсального духа, он воплотил в одном облике человека двойственные качества — и бога, восторг и бессмертие, и все характерные свойства человека.
Солнце имеет также отношение и к Тиферет. Поэтому Ра — включая Тум и Хефру, заходящее и полуночное солнце, — также принадлежит к этому ряду богов. Для древних египтян концепция солнца была наполнена исключительной святостью, в результате чего и Ра наделялся качествами божественного света и жизни, был олицетворением справедливости, истины, доброты, он в конечном счете становится разрушителем ночи, мрака, жестокости и зла. К Осирису, который был частью богом, частью человеком и символизировал тип достижимого человеком бессмертия, Ра относился и как к богу, и как к сыну, и одновременно как к равному себе.
Именно в фигуре и природе Ра концентрировались самые благородные религиозные концепции египтян, благодаря своим качествам дарителя жизни и несущего всему, что есть на земле, живительный солнечный свет, как физический, так и духовный, его стали ассоциировать с Амоном, скрытой созидательной силой, давшему жизнь всей вселенной.
Природа Осириса очень хорошо известна из легенд, согласно которым он научил людей возделывать поля, выращивать пшеницу и виноград, причем именно в последнем очень четко прослеживается связь его с Дионисом-Вакхом, считавшимся в Греции богом бьющей через край жизни и возвышенного экстаза. По прошествии некоторого времени Осириса стали почитать также как царя мертвых и проводника душ из земного мрака в блаженное царство света, где, в соответствии с египетской теологией, души во всей полноте насладятся безграничной божественностью. Ушедшие из этой жизни, в случае если жизнь их была прожита праведно, в мистическом плане идентифицируются с Осирисом, кроме того, он играет значительную роль и в жизни самих богов.
Диониса высоко чтили в Греции, поскольку видели в нем силу, вызывающую оживление и расцвет природы, дающую толчок к появлению листьев, цветов и плодов. Одной из важнейших заслуг Диониса было то, что он дал людям виноград, а вместе с ним и вино, напиток, способный веселить сердца. В качестве бога расцветающей природы и виноделия Дионис отличается редкой добротой и благодушным нравом, в этом качестве он несет
человеку радость и гармонию жизни, дарует тем, кто чтит его изобилие и счастье полного благополучия. Согласно легенде, он бог с тирсом,
-------------
Тирс — жезл, состоящий из рукояти и головки в виде конуса, выполненной из сосны.
жезлом Вакха, переживший многочисленные страдания, умерщвленный и разорванный на части своими мучителями возвращается к жизни, к новой деятельности. Под именем Иакха брата или жениха Персефоны, он участвовал в элевсинских мистериях.
----------------------
Элевсинские мистерии — наиболее известные, тайные ритуалы древних мистических религий. Ритуалы в Элевсине (недалеко от Афин) представляли собой ежегодные религиозные празднества в честь Деметры и ее дочери Персефоны. Начинались элев-сины с путешествия мистаев, или ожидающих посвящения, из Афин в Элевсин, в те-лестерион, зал инициации. Точная природа разыгрывавшихся ритуалов остается не раскрытой. Доподлинно известно только, что посвящение проходило на сцене, во время действа. В феврале и марте на окраине Афин проходили так называемые малые элевсинские мистерии, начинавшиеся с ритуала очищения. Большие элевсины имели место в сентябре и октябре и включали в себя три дня поста, ритуальное купание в океане, и собственно основной ритуал. Вполне вероятно, что центральными темами в них были смерть, воскресение и жизнь после земной жизни.
Интересно мимоходом отметить, что Персефона имеет прямое отношение к Царству,
---------------------
Малкут — один из титулов которого, Калла, означает «невеста».
в книге «Зогар» она называется Девой, невестой сына, который есть Тиферет. Да, именно таков и есть юный красавец-бог Дионис, страдавший и возродившийся преображенным, мимолетный и вечный, умирающий и восстающий к новой духовной жизни, главный из богов, воспевавшийся поэтами и мистиками, так называемыми орфиками, в мистериях
---------------------
Орфические мистерии впервые появились во Фракии; согласно традиции, считается, что первым их проводил греческий герой Орфей. Ему же приписываются священные орфические гимны. Центральной фигурой орфических мистерий был Дионис-Фан, принесший людям свет; среди главных тем были очищение и жизнь после земной жизни.
которых главным действующим лицом была душа, освободившаяся из телесного плена и ее судьбы.
Митра, персидский бог света души, по своим качествам аналогичен Дионису, поскольку, как и он, символизирует духовное преображение и равновесие. Его ассоциировали со сверкающей силой и властью Солнца, которое день за днем, год за годом, неизбежно побеждает ужасы мрака.
Обычно поклонения Митре совершались в пещере, которая изначально, вполне вероятно, служила символом нисхождения в подземное царство, где ночами, как полагали персы, прячется Солнце, но впоследствии изменила свое значение, превратившись в бездну перевоплощения, куда обязана спускаться всякая душа. Оттуда, подобно самому богу, душа, очищенная многочисленными
испытаниями и страданиями, охваченная восторгом
--------------------
В Митраических мистериях, в древности очень популярных среди римских легионе-ров, существовало семь степеней посвящения: Согах (ворон), Nymphus (жених), Miles (воин), Leo (лев), Perses (перс), Heliodromus (несущий солнце), и Pater (отец).
и окутанная славой, могла вознестись на небеса.
Богиня Хатор вместе с Афродитой и Деметрой ассоциируется с сефирой Нецах, с Победой.
Хатор, древнеегипетская Афродита
В глубокой древности Хатор считалась египтянами космическим божеством, в ней, как и в богине-корове, видели воплощение воспроизводящих сил Природы, постоянно созидающей, беспрестанно дарующей жизнь и обеспечивающей ее всему сущему на земле. Хатор называли матерью своего отца и дочерью своего сына, и эта фраза немедленно вызывает в памяти традиционную формулу Тетраграм-матона. Очень похоже, что между Хатор, Исидой и Нуит, царицей и символом космического пространства, было не так уж много общего.
Несколько выше мы уже рассматривали легенду, в которой Гор убил Исиду, но Тот превратил ее голову в голову коровы, то есть голову Хатор. Здесь просматривается эволюционное превращение космических созидательных энергий Исиды, пребывающей над самой Бездной, в более приземленную сферу проявления. До нашего времени дошли многочисленные изображения Хатор, на которых она чаще всего предстает перед нами в образе коровы. На одних рисунках Хатор изображалась с головой женщины и двумя рогами на солнечном диске, на других — увенчанной хищной тиарой, на передней части которой был урей, восседающий на пяти других уреях.
На задней части шеи Хатор мы обязательно увидим знак, символизирующий радость и удовольствия; на спине богини обычно есть кусок плотной, сродни седельной, ткани с линейным орнаментом; по всей фигуре Хатор нередко рассыпаны кресты, которые, вероятнее всего, символизируют звезды. На одном из рисунков она, вне всякого сомнения, олицетворяет Нуит, из грудей которой, как гласит легенда, проливается молоко звезд.
В образе Хатор Нуит олицетворяла не только то, что было истинным, но и все доброе и лучшее, что может принести женщина в роли жены, матери и дочери; помимо того, она была богиней-покровительницей певцов, танцоров и вообще всякого люда, основным занятием которого было нести веселье, а также покровительницей красивых женщин, любви и искусств. Именно в этом смысле Хатор нередко сравнивают с Афродитой, Богиней Любви и ее неувядающим символом.
Анубис, бог умерших
Хатор, также родственная по своим качествам Деметре, символизирует бесконечное плодородие и обильность, последовательное воспроизводство растений и животных, которые из земли появляются и в землю возвращаются.
Не может быть сомнений в том, что в качестве богини плодородия, покровительницы сельского хозяйства, скотоводства и земледелия, она пользовалась всеобщим почитанием, ведь в древности все, что было связано с рождением, с ростом и развитием, считалось проявлением любви.
Гермес и Анубис по своим качествам соответствуют Ход, Славе. Гермес — бог рассудительностии и поэтому он в меньшей степени представляет качества Тота. Если последний — божество космическое, трансцендентальное, то Гермес — бог земной. Как гласит легенда, это он дал людям астрологию и геометрию, медицину и ботанику, учредил систему государственного управления и установил почитание богов; он изобрел цифры и алфавит, искусство чтения и написания, а также ораторское искусство во всех его ипостасях. Он также сопровождал тени умерших из мира высшего в мир низший. В этом смысле он ассоциируется с Анубисом, или Анпу, древнеегипетским божеством с головой шакала; существует даже такое греческое составное имя, как Германубис. Символом Анубиса и его типом была голова шакала. Этот факт, как утверждает Бадж, может свидетельствовать в пользу того, что в глубокой древности Анубис был всего лишь богом шакалов, ассоциировавшимся со смертью, поскольку шакалы обычно собираются вокруг могильников (см. рисунок на с. 157).
В то же время вполне можно допустить, что у Анубиса голова не шакала, а собаки. Собака, как известно, лучший страж, и в этом смысле Анубис и изображается в Туате. По аналогии, он олицетворяет разум человека, который тоже является стражем человеческого сознания, наблюдая за образами и реакциями внешнего мира. Традиционно считается, что именно бог Анубис бальзамировал тело Осириса и облекал его в белые льняные пелены, которые соткала сама Исида.
Из различных отрывков «Книги мертвых» следует, что Анубис считался великим богом подземного мира, то есть, если можно так сказать, по рангу и значимости не уступал Осирису. На суде Анубис Страж явно находится на стороне Осириса, с которым очень тесно связан, поскольку именно на нем лежит обязанность смотреть как за «язычком» великих Весов, а также проверять горизонтальность их чашек.
Богиня Баст (Пашт) соответствует Йе-сод, Основанию. Как правило, Бает изображалась в образе женщины с кошачьей головой.
Баст
Иногда, правда, ее изображали с головой львицы, на которой покоилась змея, с систрумом
------------------
Систрум — музыкальный инструмент в Древнем Египте, состоящий из металлических стержней или петель, закрепленных на деревянном корпусе. Считался священным музыкальным инструментом богини Хатор.
в правой руке и щитом с кошачьей или львиной головой — в левой. Бает символизировала луну, этот факт подтверждается главным образом тем, что сын Бает, Хенсу, был также лунным богом. Львиная голова богини, обычно зеленого цвета, символизировала солнечный свет, но кошачья голова, несомненно, олицетворяла луну. Правда, со сферой Основания, выражающей двойственность аспекта астрального света, ассоциируется не только Баст, но и Шу.
Двумя парадоксальными характеристиками астрального света являются стабильность и изменяемость. Бает выражает лунный аспект изменений и постоянный поток, а форма Шу олицетворяет стабильность и прочное основание. Иногда Шу изображается держащим скипетр, украшенный головой скорпиона, змеи или сокола.
Шу почитали как бога пространства, существующего между небом и землей. Это он поддерживал небо, упираясь одной рукой в место наступления восхода, а другой — в место наступления заката. Он ассоциировался с жизненным принципом вещей, что вполне соответствует скрытой теории астрального света, который по сути есть непосредственный носитель пяти пран, или жизненных потоков.
------------------
«Если говорить кратко, то, в соответствии с традиционной оккультной концепцией, таттва есть жизненный поток эфира равномерно исходящий из солнца. Поток этот имеет пять слоев, идет вокруг Земли, оживляет ее астральную сущность или сферу ее чувств. Иными словами, таттвы — это потоки планов астрального света (Регардье. Золотой Рассвет, с. 457).
Шу, Нуит (Нут) и Геб
Относительно функции Шу как бога, поддерживающего небо, существует очень интересный миф. Во времена, когда великий бог Ра правил богами и людьми, человечество, жившее на земле, начало сначала роптать против него, а потом и вовсе замыслило бунт. Ра долго терпел это, но потом пришел к мысли, что человечество нужно уничтожить. Он созвал всех богов на совет, где в конце концов было решено сделать так, как предложила Нуит: отправить на землю Хатор, чтобы та своими действиями вызвала всемирные разрушения. Вскоре после этого Ра, недовольный поведением человечества, возненавидел даже и землю, на которой они жили. Нуит превратилась в корову, и Ра сел на спину ее. Они начали подниматься над землей, но вскоре корова стала дрожать, и Ра приказал Шу поддержать ее и вознести на небо (см. рисунок). Как только Шу, подхватив корову, поднял ее над собой, вверху возникло небо, а под ним — земля. Ноги коровы превратились в четыре небесные опоры с четырех сторон света. Так явился в мир и начал независимое существование Геб.
Геб был богом земли, земля была его телом, поэтому египтяне и называли землю домом Геба, а небеса — домом Ра. Геб изображался в образе человека, увенчанного короной — атеф, иногда рядом с ним рисовали гуся. Своими качествами Геб соответствует Малкуту, Царству, и символизирует плодородие земной поверхности.
В мифологии подземного мира Гет также играл значительную роль, он удерживал тех из усопших, которые не могли попасть в Туат. В греческой мифологии египетскому Гету соответствует богиня земли Персефона, известная в Риме под именем Прозерпины.
История о том, как ее обесчестил Гад, и о ее вынужденном заточении в подземном царстве известна довольно широко, поэтому нет нужды приводить ее здесь. Некоторые интерпретаторы видят в ней исчезновение души в теле и последующее ее возрождение, другие рассматривают миф о Прозерпине просто как подтверждение существования культа растений и растительной жизни, утверждая, что под самой богиней подразумевается семя, которое какое-то время остается сокрытым в земле, но в конечном счете возвращается к своей матери Деметре, то есть становится подобной произрастающему из земли побегу, дающему корм животным и пищу людям.
* * *
Хотя автор считает, что на этом изучение характеристик богов следует закончить, он совершенно уверен в необходимости рассмотрения данного предмета индивидуально каждым заинтересованным читателем. Невозможно переоценить значение рассмотрения философских концепций, связанных с данным вопросом, и их роль применительно к магической практике — к заклинаниям и эвокации. Но отметить его можно только опытным путем.
Очень маловероятен хотя бы малейший успех в заклинании и совершенно невозможно установление прочного единства с богами без внимательного и вдумчивого изучения теургом теории, природы богов, тех принципов, которым они соответствуют, и той роли, которую они выполняют в устройстве природы и вселенной, без истинного познания того, кем же они на самом деле являются.
Все легенды и мифы древности, в которых живут и действуют боги или которые так или иначе связаны с богами, полностью раскроют перед внимательным исследователем свой тайный
смысл, дадут ему внятное и неоценимое представление о природе богов. Правда, для этого придется проявить терпение. Но бессмысленными станут попытки изучать их без основ знаний и понимания каббалы. Теургу надлежит попытаться как можно яснее понять, почему масками богов служат изображения животных, почему у некоторых богов несколько масок, как выявить наиболее подходящие и, если нужно, связать их воедино.
Должен добавить в заключение, что громадную пользу приносит серьезное и кропотливое изучение картин с изображениями богов. Читателям заинтересованным я бы решительно посоветовал посетить любой известный крупный музей и основательно познакомиться с древними и современными картинами и статуями богов.
|