Израэль Регардье Древо жизни



Алхимик в своей лаборатории

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

МАГИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИЕМЫ

Теперь читателю стали понятны цель и функция магии. Во-первых это духовная наука, и во-вторых - это техническая система тренировки и воспитания, имеющая не материальные, земные а божественные цели. Если некоторые случайные и невнимательные наблюдатели думают, что теург занимает себя исключительно вещами объективными, то следует сказать им, что только через них и ноумены, которые они символизируют, теург может достичь того, к чему стремится. Инструменты в руках мага - далеко не все что он использует, правда, невидимые аспекты его работы без соответствующих объяснений трудно понять. Все, и физическое, и ментальное, необходимо для его работы, и не для того, чтобы обмануть себя или своих почитателей, маг создает вокруг себя такой на первый взгляд странный антураж, окружает себя в высшей степени впечатляющим реквизитом - жезлами, чашами, сосудами с различными благовониями, странной символикой, колокольчиками, а сам время от времени произносит какие-то варварские по звучанию заклинания.
Именно в отношении сигил и символов Ямвлих говорил, что «они (теурги), имитируя природу вселенной и созидательную энергию богов, демонстрируют определенные образы и символы мистических, оккультных и невидимых разумов, точно так же, как и природа... выражает невидимыми формами невидимые разумы... Поэтому египтяне, понимая, что все высшие силы природы радуются, когда низшие существа становятся подобными им и изъявляют желание наполнить их добром, последние, тщательной имитацией первых, очень уместно показывают особый вид теологии заключенный в мистической доктрине, скрытой за символами».

--------------------
Ямвлих. О мистериях (lamblichus. On The Mysteries), ч. VII, гл. 1, с. 284.

Однако эти действия не способны дать и удовлетворительные ответы на простой вопрос о том, для чего магу вся эта бутафория, зачем он одевается в мантию, носит колокольчик и круг, то есть, с точки зрения человека «среднего», выглядит по меньшей мере непонятно, а по большей — отталкивающе, поскольку очень смахивает на рядового шарлатана.
Разумеется, такое мнение в корне неправильно. Думать так столь же ошибочно и несправедливо, как и подозревать в шаманстве ученого-биолога только потому, что в его кабинете находится несколько микроскопов и все разного размера, с разным набором стекол, а стол завален какими-то бумагами с непонятными математическими и физическими формулами и значками. Все это есть лишь средство, при помощи которого биолог приходит к пониманию природы и свойств грибков, бактерий и микроорганизмов, изучением которых он занимается.
Таким же средством в руках мага служат и его инструменты — тоже непонятные некоторым людям, — при помощи которых маг обретает способность понимать себя и вступать в контакт с невидимыми, но вполне реальными составляющими природы. Мы уже определили магию как науку, целями которой являются тренировка и укрепление воли и воображения. Едва ли можно найти что-либо более значительное в магии, чем мысль и воля, и, согласно магической философии, с помощью инструментов и сигил, которыми теург окружает себя во время проведения обрядов и церемоний, возрастают его творческие способности (см. рисунок на с. 164). Очень точно об этом говорит Элифас Леви; он замечает, что «церемонии одеяние, запахи, знаки и фигуры необходимы, поскольку, как мы уже говорили, помогают воображению воспитывать волю, и успех магических ритуалов зависит от строгости соблюдения всех правил».

---------------------
Леви. Трансцендентальная магия, с. 249.

Следует добавить, что успех зависит еще и от присутствия и добросовестности использования каждого соответствующего сигила. Священным, одухотворяющим и не менее значимым в отношении всех одеяний и ршструментов, знаков и символов является то, что они олицетворяют собой либо присущие человеку оккультные силы, либо сущность или принцип, обретаемые в виде разумной движущей силы во вселенной. Изначально они использовались для того, чтобы вызвать автоматический поток гармоничной мысли либо непреодолимую силу воображения, которая возвышает все существо мага в направлении, определяемом характером магического обряда и индивидуальной природой символов (см. рисунок ).


Нагрудная пластина иудейского первосвященника

Короче говоря, магический ритуал есть мнемонический процесс, устроенный и проведенный таким образом, чтобы в результате сознательного подъема воли и воображения произошло очищение личности и достижение духовного состояния сознания, когда собственное эго входит в единение или с собственным высшим «я», или с Богом. Эту цель ставит перед собой любой магический ритуал, и на достижение ее в процессе всей церемонии непрерывно направляются каждое действие, каждое слово и каждая мысль. Даже сигилы для каждого обряда используются разные, чтобы указать на уникальность его задачи, а для обращения к одному из типов духов универсального существа применим только определенный набор символов. «Нет ничего, — отмечает Ямвлих, — что бы в самой малой степени не было бы применимо к богам и что бы не могло немедленно вызвать богов и чем боги бы не воссоединялись».

------------------------------
Ямвлих, ч. I, гл. XV, с. 63.

Для вторжения в Святой Город сознательно мобилизуются все качества и все средства, вся душа оператора должна войти в действие. Каждое из нескольких курений, всякая мельчайшая деталь изгнания, вызова и вхождения обязаны служить напоминанием о той единственной цели, которой стремится достичь маг, стать средством концентрации его сил и возвышения. Когда каждый символ, один за другим, оказал свое воздействие на сознание мага, когда все эмоции, возникая одна за другой, всколыхнули воображение мага, только тогда и наступает высшая минута. Каждый нерв в теле мага, каждый канал прохождения силы разума и души охватывает напряжение, свойственное порыву блаженства невероятной мощи, экстатическому всплеску воли, всему существу, устремленному в заранее заданном направлении.
Каждое ощущение с помощью каббалистических приемов ассоциации идей становиться начальной точкой набора связанных мыслей, заканчивающихся высшей идеей, заклинанием. И когда во время церемонии теург стоит с восьмиугольником, имена, окружающие круг, восемь свечей, радостно горящих без преобладающего в их пламени оранжевого света, маленькой колонной поднимающийся из кадила и уходящий вверх дымок благовонного стиракса — все это ассоциируется в мозгу мага с Меркурием и Гермесом.
Обычно мистицизм считает чувства барьером к свету души, и присутствие или проявление их не допускается вследствие оказания ими на разум и чувства соблазнительного влияния и возмущения. Однако в магии чувства, находящиеся под полным контролем, считаются золотыми вратами, через которые может войти Царь Славы. В процессе произнесения заклинаний должны участвовать каждое чувство и каждое качество.
«Понимание обязано быть выражено знаками и сведено воедино при помощи символов и пентаклей. Волю необходимо определять словами, а слова — действиями. Магическую идею нужно переводить на свет для глаз, гармонию для ушей, ароматы для обоняния, вкус для рта и формы для прикосновения».

---------------------------
Леви. Трансцендентальная магия, с. 208.

Эта цитата, взятая из размышлений Элифаса Леви, блестяще отражает, как все существо человека должно участвовать в теургическом ритуале. Поскольку, как мы уже знаем, египетские теурги говорили, что в них нет ни единой частицы, которая не принадлежала бы богам, следовательно, использовать чувства и силы разума в правильно построенном ритуале есть идеальный метод вызывания богов. Каждая отдельная часть человека, всякое чувство и все его силы обязаны привлекаться к выполнению ритуала, поскольку все они играют в нем свою роль.
Как правило, именно наша концентрация на одном из бесконечной вереницы потребностей ума, чувств и тела ослепляет нас и лишает способности видеть внутренний принцип, единственную реальность внутренней жизни. Отсюда одним из необходимых условий проведения всякого магического ритуала должно быть полное использование или умиротворение тех частей сущности, которые не задействуются в трансцендентальное единение с демоном.
Тщательно выверенная система божественных форм, произнесение божественных имен дрожащим, резонирующим голосом, жесты и знаки, письмена с именами духов, значимость геометрических символов и проникающие ароматы курящихся благовоний, помимо того что они выполняют свое прямое назначение — служат цели вызвать проявление желаемой идеи, они обладают и дополнительным мотивом. А состоит он в том, чтобы полностью овладеть вниманием каждого из низших принципов либо взволновать их, иначе говоря, цель одной из функций ритуала — высвободить душу для экзальтации и устремиться к небесному огню, где она сначала полностью поглотится, а затем возродится в блаженстве и духовности.
В некотором смысле ритуал или церемония направлены на получение следующего эффекта — связывать каждое чувство и средство распространения со своей особенной, специфической задачей, не давать магу, находящемуся в состоянии высшей концентрации отвлекаться. И кроме того, происходит их разделение в соответствии с функцией, по назначению им своих определенных задач. Так, когда подходит момент экзальтации, когда свершается мистический брак, тогда и обнажается эго, полностью высвобождаясь от всех своих оболочек, готовое улететь в любом направлении. В это время выполняется самая важная функция церемонии, сердце мага охватывает такое сильное упоение, что оно вполне может служить предварением к экстазу единения с Богом или ангелом.
Но и ритуал, и магические инструменты его проведения призваны оказывать в воображении мага, через каналы чувств, эффект полного возникновения идеи, которая — по причине своей высшей реальности, ослепительной просвещенности и силе в момент возникновения — называется Богом или Духом. Это субъективная позиция, которая в преддверии ожидания, обрисовывалась чуть выше.
«Все духи, поскольку они являются сущностью всех вещей, лежат сокрытыми в нас, а рождаются и вызываются исключительно в результате работы могуществом (волей) и фантазией (воображением) микрокосма».

-----------------------------
Барретт. Маг, кн. 2, ч. 1, с. 23. О Барретге, который говорит о себе, что он изучает химию, метафизику, натурфилософию и оккультную философию, известно очень немного. Книга «The Magus, or Celestial Intelligencer» («Маг, или Небесный разум») была опубликована Барреттом в 1801 г. Примерно в то же время, когда публиковалась эта книга, Барретт преподавал магию, из чего можно заключить, что он оказал значительное влияние на некоторых из своих учеников. Во всяком случае взгляды Барретга сильно повлияли на Булвера-Литтона и прорицателя Фридрика Хокли. Материал в книге Барретта был во многом почерпнут из работы Агриппы «Три книги оккультной философии» (1531).

Барретт в процитированном предложении вполне обоснованно утверждает, что боги и иерархии духов являлись неизвестными ранее гранями нашего собственного сознания. Заклинание их или вызывание магом совершенно несравнимо с процессами просто стимуляции части разума или воображения; результатом магических действий становятся экстаз, вдохновение и расширение сферы сознания.
Наблюдения и опыт теургов в течение очень длительного времени отчасти показывают, что между определенными словами, числами, жестами, запахами и формами, малозначащими, если их брать по отдельности, есть особое естественное взаимоотношение и связь.
Воображение есть мощный творческий вид деятельности, и, если с помощью некоторых приемов заставить его работать, плоды его творчества обретают подобие высшей реальности. Любая рудиментарная или «спящая» идея и мысль в воображении — или, как предпочитают говорить теурги, «дух» — могут быть вызваны или сотворены в пределах индивидуального сознания использованием и сочетанием тех вещей, которые с ним гармонируют, выражают определенные фазы его природы или сочетаются с ней. И совершенно неважно, используем ли мы для объяснения этого явления архаичную лексику средневековых философов, «лабораторную» терминологию современных психоаналитиков или фантастические аллегории мира поэзии. Мы можем называть этот эффект высвобождением сознания, восстановлением мрака расовой памяти, а можем, осмелев, применить к нему звучные старомодные термины «вызывание духов» или «вдохновение».


Фрэнсис Барретт

Слова здесь ничего не значат, важен сам факт. Точно так же не несут никакого смыслового значения буквы «п.е.с», взятые отдельно. Но если их сложить вместе, мы сразу понимаем, что речь идет о собаке.
В равной степени и магические слова, запахи, пентакли и стимуляторы воли, используемые комплексно, вызывают в воображении идею громадной силы. На самом деле этот вид творчества может оказаться могущественным настолько, что одарит человеческий разум воображением, просвещением, великими возможностями (см. рисунок ниже).
Сейчас я хотел бы остановиться на используемых в магических ритуалах аксессуарах. Курения и благовония в магических обрядах используются с давних времен; древние теурги специально изучали физические и моральные реакции человека на те или иные запахи. Использование благовоний имеет триединую цель. В некоторых ритуалах они необходимы в определенные моменты в качестве материального средства распространения или основы для проявления духа. При сгорании соответствующего количества курений в воздухе образуется плотное облако, которому вызываемый, проявляющийся дух может придать определенную форму, то есть в данном случае курение используется в качестве средства распространения.
Кроме того, курения и благовония могут играть роль приятного на вкус подношения или жертвы духу или самому ангелу. В данном случае, какое именно курение применить — зависит от вызываемого духа. Смола и сандаловое дерево используются для вызывания духов Венеры; курения из шелухи мускатного ореха и стиракс (ароматический бальзам) — для вызывания духов Меркурия; сера — для духов Сатурна; гальбан и коричное дерево — для сил Солнца и т. д. Сильные всепроникающие запахи оказывают сильнейший опьяняющий эффект на само сознание, причем каждое курение предназначается для вызова определенного божества. Есть также и другое объяснение использованию курений. Каждая буква древнееврейского алфавита имеет длинные цепочки связей: с духами, разумами, цветами, камнями, идеями и запахами.

-----------------------
Различные соответствия древнееврейского алфавита можно найти в «Таблице соответствий» книги «777» Алистера Кроули, основанной прежде всего на учении Золотого Рассвета.

Если взять буквы имени того или иного духа и проконсультироваться со специалистом, можно узнать рецепт и сделать смесь из курений, которое по-своему «произнесет» по буквам имя духа.


Магические инструменты из книги Барретта «Маг»

Иными словами, открывается возможность вообразить духа и вызвать его всего лишь с помощью подбора курений и правильно выполненного ритуала. Таким образом, бессмысленно сомневаться в исключительном эффекте курений и важности их использования.
На многих, даже на людей далеких от магии, они оказывают гипнотический эффект, их аромат соблазняет и возбуждает, как, например, мускус и пачули; от других же человек впадает в благодушное, спокойное состояние, а иные оказывают опьяняющее или подавляющее воздействие, делают человека пассивным, безразличным ко всему происходящему вокруг него.
Что касается звуков, их творческая сила более или менее изучена, их воздействие мы детально рассмотрим позднее, когда станем рассматривать так называемые варварские имена вызывания.

------------------------
См. главу девятую.

Сейчас нам достаточно сказать, что звук подчиняется закону вибрации, могучему, способному разрушить или создать заново любую форму, в зависимости от того, на что именно и на какую форму нацелена сама вибрация.

---------------------------------
Божественные имена во время проведения ритуалов произносятся нараспев и с вибрацией в голосе. Ученые лишь недавно поняли то, что в магии известно с древнейших времен, — вся материя есть вибрирующая энергия. Физический феномен, известный под названием гармонического резонанса, показывает, что, если один объект начинает сильно вибрировать, другой объект начинает резонировать ему, и частота вибрации их совпадает. Маг нараспев, с вибрацией в голосе произносит божественное имя для того, чтобы установить гармонический резонанс с самим божеством, существующем в его психике, а также в пределах макрокосма. Поэтому для мага очень важно научиться правильно произносить божественные имена, без этого ключевого знания вся работа может оказаться бесполезной. Произносить имя магу следует так, чтобы у него появилось ощущение сильной вибрации не только в грудной полости, но и во всем теле. Более подробную информацию о формулах вибрации читатель найдет в книге Регардье «The Middle Pillar: The Balance Between Mind and Magic» («Срединный столп: равновесие между разумом и магией»), с. 85—100.

Знаменитый египтолог, сэр Уоллис Бадж, отмечал, что египетские жрецы придавали громадное значение как произносимым словам, так и условиям, в которых они произносятся. Фактически, эффект заклинаний теургов полностью зависит от способа его произнесения и тональности голоса. Ямвлих называет заклинание «божественным ключом, который впускает человека в святилища богов; открывает перед его взором великолепные реки небесного света; и вскоре помещает его в неописуемые объятия и общение с богами; и не прекращает своего действия, пока не будет достигнута вершина всего».

------------------------
Ямвлих, ч. V, гл. XXVI, с. 272.

Таинство вкусовых чувств представляет гораздо более сложную проблему. Проще его, как и евхаристию, можно объяснить следующим образом. Некая субстанция освящается в процессе соответствующей церемонии и называется именем определенного духовного принципа, имеющего с этим веществом связь или сходство. К примеру, пшеничная лепешка имеет близкое отношение к Церере или Персефоне; вино — к Вакху или Дионису. Некоторые субстанции имеют гораздо большее отношение к разумам Меркурия или Юпитера, чем какие-либо другие. Изучение магического алфавита позволит читателю узнать, что именно и в каком ритуале используется. Заимев таким образом имя, субстанция «заряжается» заклинанием, в результате чего в ней начинает присутствовать божественное, и тогда в процессе использования предполагается, что вследствие рассеивания ее элементов и попадания их на мага, Бог или божественная сущность неминуемо воплотятся в нем. Иначе говоря, благодаря освященной субстанции маг обретает божественные свойства.
Воплощение есть еще одна форма единения теурга с Богом, а единение, по определению древних специалистов в магии, — наиважнейший аспект магии. Если этот особенный вид единения продолжается в течение некоторое времени, то происходит соединение с божественной сущностью, поскольку средства передачи становятся более тонкими и более чувствительными к присутствию Бога.
Что касается зрения, то об этом чувстве следует поговорить особо, поскольку в магических ритуалах используется большое количество самых разнообразных символов. Вполне естественно, что некоторые из этих символов присутствуют во всех церемониях, другие же используются только во вполне определенных. К примеру, копье — это оружие, используемое на войне, следовательно, особая роль ему отводится в ритуалах, связанных с вызыванием Гора

-----------------------
Гор — в древнеегипетской мифологии бог солнца, сын Осириса и Исиды. Считался покровителем власти фараона. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола. — Прим. пер.

и Марса. В ритуалах, связанных с вызыванием, к примеру, Афродиты или Исиды, присутствие копья будет по меньшей мере неуместно, поскольку оно полностью контрастирует с природой этих богинь, и, как следствие, весь ритуал потерпит неудачу. Самым подходящим атрибутом в ритуале, где теург хочет возбудить свои высшие чувства, будет роза, символ любви, своего рода призыв Природы уподобиться дочерям бога, устремиться к красоте.
В то же время роза совершенно неприемлема в ритуале вызова царицы Истины, богини Маат.
Главнейшим символом, присутствующим во время проведения любых ритуалов является магический круг (см. рисунок). Даже из определения фигуры можно понять, что она символизирует замкнутое пространство, ограниченность; круг отделяет то, что внутри, от того, что находится снаружи. Использованием круга маг словно утверждает, что его добровольно возложенный на себя труд заключен внутри данной замкнутости, что он ограничивает себя достижением определенного результата и что он уже не бродит в тумане как сбившийся с дороги путник, постоянно меняющий свой маршрут, не тешит себя лишними иллюзиями, а имеет ясную цель и вдохновенно следует ей.
Круг, в дополнение к сущности являясь символом бесконечности, также олицетворяет астральный план мага, который в некотором смысле есть его индивидуальное сознание, его вселенная, вне которой ничего не может существовать. В данном случае наиболее уместным средством объяснения может опять же послужить субъективная идеалистическая теория.


Магический круг из «Большого ключа Соломона»

Круг, в который замкнут маг, представляет собой его, мага, особый космос; и намеренное покорение его есть часть процесса достижения полного самосознания. Поскольку космос суть творение трансцендентального «я», то, по мере того как маг расширяет пределы своей вселенной, знакомится с ее структурой и разнообразием, он постепенно приближается к самопознанию. Круг можно считать воплощением Эйн Софа, а центральную точку круга, чья обязанность состоит в расширении и включении в себя всей окружности, бесконечным, чем точка в конечном счете и становится (см. рисунок ниже).

-------------------
Магический круг, изображенный выше, взят из гримуара (франц. grimoire — «черная книга» — рукописного или печатного описания ритуалов церемониальной магии), известного под названием «Большой ключ Соломона» («Greater Key of Solomon»). В статье о «Магических тетрадях» Митч Хенсон указывает, что четыре формы малой гексаграммы Золотого Рассвета показаны на оригинальном рисунке магического круга из «Большого ключа» (см. «Магические тетради», Митч и Гейл Хенсон, опубл. в The Golden Dawn Journal: Book III: The Art of Hermes. Журнал Золотого Рассвета; кн. III; Искусство Гермеса).

По окружности написаны божественные имена. Многие из них будут меняться в зависимости от природы проводимого ритуала, и именно на могущество и влияние, присущее именам, маг полагается как на защиту от злобных демонов, которые пребывают вне магического круга, от враждебных мыслей своего собственного «я». Наличие в круге имен хранителей ставит вопрос относительно процесса защиты внутреннего астрального круга, вселенной сознания, и наиболее приемлемого метода защиты астральной сферы внешнего круга.
Написания божественных имен по окружности на полу храма магу будет совершенно недостаточно; это всего лишь часть процесса, только внешний, видимый знак внутренней духовной благодати. Получить астральный круг, неприступный, как стальная крепость, достойным символом которой станет нарисованный круг, можно исключительно после месяцев изгнаний злых духов, совершаемых по нескольку раз в день. Освящение и заклинание, включенные в ритуал изгнания,

------------------------
Малый ритуал изгнания пентаграммой, или МРИП (см. главу десятую).

«следует настойчиво проводить день за днем, и тонкая духовная субстанция из высших сфер, вселенная в данную астральную сферу, наполняет ее жизнерадостным сияющим светом. Вот эта-то сверкающая аура и составляет истинный магический круг, в то время как круг, нарисованный на полу, есть всего лишь его внешнее отражение, его земной символ.

--------------------------
Адепту, постигшему основы магии, для создания действенного, хорошо защищающего круга, используемого в ритуале изгнания пентаграммой и гексаграммой, совершенно необязательно рисовать на полу своего храма его символ или выводить божественные имена и сигилы.

Нелишнем будет еще раз сделать несколько замечаний относительно магического круга и тем самым объяснить, какое именно положение занимает магия, и одновременно возразить Уильяму К. Джаджу, — вместе с мадам Блаватской основавшему в 1875 году Теософское общество, — который в своей книге «Примечания к Бхагавадгите»

------------------------------
Judge. The Bhagavad Gita («Примечания к Бхагавадгите»). Theosophical University Press, 1979.

попытался бросить позорную тень на магию. Уильям К. Джадж, как, впрочем, и многие другие, пишет, что все магические сеансы нацелены на вызов исключительно одних элементалей. Это утверждение ошибочно, и далее я подробно поясню, почему. Прежде всего, мне кажется невероятным, чтобы Джадж собственной трактовкой магии пытался уберечь своих менее сильных братьев от опасного заигрывания с вещами, находящимися вне их понимания. Джадж заявляет, что исключительно боязнь демонов и иных астральных существ заставляет использовать магический круг как средство защиты от них, и далее он вполне справедливо говорит, что страх есть порождение невежества, каковое качество подлежит осуждению, с чем я совершенно согласен. Теоретически данное утверждение верно и применимо к данному случаю.
Действительно, невежество порождает страх, оно же есть корень неудач и основание для многих бед. В то же время мне хотелось бы привести пример из повседневной жизни — осуждаем ли мы или клеймим позором использование хирургической профилактики или дезинфекции по той причине, что в основе этого лежит укоренившийся страх перед болезнями? Может быть, с наших улиц убрать тротуары и переходы, самое яркое напоминание о нашем паническом страхе перед автомобилями? По существу, весь этот аргумент — полный абсурд. Но в любом случае Джадж демонстрирует совершеннейшее непонимание природы, цели и функции круга.


Магический круг и пентакли (XVI век)

Понимая, откуда исходит опасность, любой человек постарается предпринять все возможное и зависящее от него, чтобы преградить ей путь, и говорить здесь о невежестве или страхе попросту неуместно; именно по этой причине жизнь на земле и по сей день продолжается.


Магический круг из «Гептамерона»

Если, к примеру, я вовлечен в ритуал, цель которого — вызвать моего святого ангела-хранителя, должен ли я оставаться спокойным и умиротворенным, чтобы действовать ровно и правильно, или мой разум и душа должны быть наполнены сонмом омерзительных существ, самыми низкими обитателями астрального плана, которых, вне всякого сомнения, привлечет магнетическое воздействие, исходящее из моего круга? Присутствие их сведет на нет все мои попытки, как бы правильно я ни проводил ритуал, он обречен закончиться полным провалом. И не только, результатом может стать появление навязчивой идеи, одержимости, то есть совершенно не то, на что церемония была нацелена.
Функция круга — просто установить пространственные границы, в пределах которых всякая духовная работа может проводиться в полной безопасности, без опасения проникновения демонических, чуждых сил. В любом случае вставать на путь мага со страхом в сердце — значит заранее кликать на себя беду.
А бед и в повседневной жизни вполне достаточно, так что не следует строить из себя героя понапрасну и «напрашиваться» на дополнительные неприятности (см. рисунки выше и ниже).
Природу магической работы в круге указывает обычно нарисованная в нем другая геометрическая фигура, например квадрат, восьмиугольник, крест-тау или треугольник. Пятиконечная фигура означает действие воинского характера, она символизирует власть Воли над элементами. Восьмиугольник означает церемониальную работу, связанную с природой Меркурия, поскольку восьмерка — число Ход, сефиры, с которой Меркурий ассоциируется.
В центре этой фигуры воздвигается алтарь как основание всей церемонии, символ низшей Воли, на котором раскладываются магические инструменты. Алтарь — центральная часть магической работы, к чему маг постоянно возвращается во время ритуала.


Магический круг и ламен (XVI век)

Форма и размеры алтаря, материал для его изготовления должны полностью соответствовать фундаментальным философским принципам каббалы, ибо только так алтарю передадутся цели работы, ради которой он используется.
Например, кедр, применяемый в изготовлении алтаря, вызовет к жизни ассоциации с Юпитером; дуб, в свою очередь, ассоциируется с Марсом. Лавровое дерево и акация имеют связь с Тиферет и будут находиться в полной гармонии с любой выполняемой магом работой, поскольку сама Тиферет и ее соответствия символизируют гармонию и равновесие. Алтарь следует изготавливать так, чтобы внутри его, словно под надежной охраной, маг мог хранить все свои инструменты. Однако в этом общем правиле есть исключение. Лампа должна постоянно висеть над головой мага, и ее ни в коем случае нельзя ставить в ящик алтаря (см. рисунок внизу).
В любой магической традиции лампа символизирует неугасимый свет высшего «я», святого ангела-хранителя, к знаниям которого и разговору с кем маг стремится. Лампа сияющая, освещающая работу мага, говорит о том, что ритуал несет на себе бессмертную печать законности, это значит, что Дух Святой разрешает и одобряет его проведение.


Магические инструменты: лампа, жезл, меч


Магический кинжал

Более того, масло, горящее в лампе, — оливковое масло — является священным для Минервы, богини мудрости.
Инструменты или оружие, так называемое основное или главное оружие раскладывается на алтаре до начала проведения ритуала. Это жезл, меч или кинжал, чаша и пентакль, они символизируют четыре буквы Тетраграмматона, четыре элемента, на основе которых зиждется вся гамма неоднородности космоса (см. рисунок вверху). Жезл соответствует Огню; чаша — Воде, в то время как меч соответствует Воздуху, пентакль же символизирует покой и инертность земли.

--------------------------
Следует отметить, что инструменты, описываемые Регардье в данной главе, не обязательно соответствуют тому набору, который используется магами из ордена Золотого Рассвета. Регардье собрал информацию из самых разных источников, из книг Золотого Рассвета, из работ Леви и из гримуаров, таких, как «Большой ключ Соломона» и «Священная магия мага Абрамелина». Основное оружие — это Огненный жезл, чаша Воды, кинжал Воздуха и пентакль Земли — является, среди прочих, главным для адепта в ранге Zelator Adeptus Minor (Z. A. M.) ордена Золотого Рассвета. Это оружие соотносится с элементами и буквами Тетраграмматона YHVH, а также с четырьмя каббалистическими мирами. В магической системе Золотого Рассвета существуют несколько других жезлов и скипетров, в том числе жезл-Лотос и жезл-Феникс, имеющие свои соответствия и методы использования. В дополнение к ним в ордене Золотого Рассвета используются отличные от них, в том числе и по выполняемым функциям, кинжал Воздуха и магический меч. Магический меч адепта ранга Z. А. М. в ритуалах изгнания и защиты, ассоциируется с огненной сефирой Гебура, а не с элементом Воздух (дополнительную информацию об основном оружии можно найти в книге Регардье «The Golden Dawn» («Золотой Рассвет»), с. 320-322).

Пятый, высший, элемент — Дух, или Акашу, — ни одно оружие символизировать не может, поскольку он невидим, но его таттвическим цветом является черный или индиго.

----------------------
Акаса, или Акаша — одна из пяти индуистских таттв. Само слово акаша имеет санскритское происхождение и переводится как «сиять». Акаша ассоциируется с духом

Существует ряд соответствий, с которыми магу будет небезынтересно познакомиться. Каждый из богов характеризуется определенным, особенным оружием или символом, который более чем что-либо выражает существо его природы. Например, когда маг держит в руках жезл, это означает, что перед тем, как испросить совет у космических богов, он берет на себя власть и мудрость Тахути. Беря в руки скипетр, маг объявляет о своем родстве с Маат, богиней истины и независимости; цепь или плеть говорит о могуществе и самопожертвовании, то есть о немедленно установлен ном родстве с Осирисом.
Жезл символизирует Волю, он олицетворяет мудрость и духовное присутствие творческого «я», Хиа, он, достойный облик своей божественной силы, должен быть прямым и могучим.
Пассивная и приемлющая все чаша или потир является истинным символом Нешамы, который олицетворяет интуицию и понимание, вечно раскрытые, ожидающие небесной росы, ежедневно нисходящей, как говорит «Книга сияния», с высших сфер для чистоты души. В магических церемониях чаша используется, но крайне редко, только в самых высших ритуалах заклинания в качестве сосуда для возлияний; в ритуалах воскрешения она не используется никогда.

-----------------------
Чаша Воды адепта ранга Z. А. М. Используется для заклинания (вызывания) и изгнания сил Воды, тогда как совсем иной потир используется для таинства приема пищи или евхаристии.

Меч изготавливается холодной обработкой стали; он тверд, хорошо отточен и имеет тонкое острие; он способен пронизывать все. Меч символизирует Руах, разум, который даже без предварительной тренировки, отличается переменчивостью и живостью, он нестабилен, но может легко сконцентрироваться. Поскольку меч — инструмент режущий и используется в магии для анализа и рассекания, то есть для исследовательской работы, его главная функция в церемониальной магии — участие в изгнании; в ритуалах, ставящих своей целью заклинание, вызов высшего, меч не должен использоваться ни в коем случае (см. рисунок).

---------------------------
В магической системе Золотого Рассвета кинжал Воздуха, а не магический меч соотносится с буквой «ав» Тетраграмматона, разумом и каббалистической частью души, именуемой Руахом.


Пентакпь Соломона

Пентакль, символ тела, Храм Ссвятого Духа, круглый по форме, инертный, изготавливается из пчелиного воска, олицетворяет землю, податливую, ожидающую возделывания разумом, готовую принять через теургические и телестические ритуалы поток Божественного Духа. Пентакль, как говорил Леви, имеет синтетический характер, он, в одной из своих особых фаз, возобновляет всю магическую догму. Поэтому пентакль есть реальное воплощение совершенной мысли и действия воли; это — росчерк разума (см. рисунок).

---------------------
Леви. Трансцендентальная магия, с, 254.

Треугольник Искусства в момент, когда вызванный дух в результате заклинаний принимает видимый облик, является совершенным философским символом проявления. Представляя собой первые космические проявления трех основных сефир Небесных Миров, треугольник есть идеальное воплощение порождения, проявления в постижимом отчетливо выраженном существовании того, что ранее считалось невидимым и метафизическим. Как первая триада представляет собой первое законченное проявление Эйн Софа из круга, так и треугольник в магии означает вызов к дневному свету сил тьмы и ночи.


Треугольник Искусства

«И три свидетельствуют на земле»,

----------------------------
Первое послание Иоанна, 5:8; эти слова используются орденом Золотого Рассвета в обряде посвящения в ранг младшего адепта (Adeptus Minor).

и этими тремя являются вершины Треугольника, связанные между собой тремя великими именами Бога.

-----------------------------
Эти божественные имена, все греческие, как показано в Треугольнике Искусства, взятом из гримуара, известного под названием «Гоэтия», следующие: Тетраграмматон — «слово из четырех букв», Примевматон — «Ты, который есть первый и последний» и Анафаксетон — «Великий Господь всего Небесного Воинства». Великий святой ангел Господень, Анафаксетон был также и божеством, к которому обращался Аарон. Согласно книге «Гоэтия», имя Примевматон «правит всем воинством небесным». Моисей произносил и обращался с просьбами к имени Примевматон и земля разверзлась и поглотила Корея, Дафана и Авирона (Числа 16:16).

Из круга сознания, который есть вселенная мага, вызывается к проявлению в треугольнике особая, частная идея (см. рисунок).
Мантия, в которую облачается маг, символизирует его внутреннюю сокрытую славу. Мантия мага несет в себе такое же значение, как и желтые одеяния буддийского бхиккху,

--------------------------
Бхиккху — буддийский монах.

которые олицетворяют золотой блеск его внутреннего солнечного тела, восславленного в пробуждении своих внутренних сил. Цвет мантии всегда зависит от вида церемонии: красная предназначена для ритуалов, связанных с войной; синяя — для церемоний, связанных с Юпитером; желтая или золотой — для церемоний, имеющих отношение к Солнцу. Зная основные символы, остальные инструменты для использования в магических ритуалах читатель легко может разработать и сделать сам.
Что касается жезла, то, хотя все маги, включая Абрамелина, и советуют делать его инструментом достаточно длинным,

------------------------
Матерс. The Book of the Sacred Magic of Abramelin the Mage («Книга священной магии мага Абрамелина»), с. 77.

Элифас Леви замечает, что он не должен превышать длину руки мага, а изготавливать его следует из миндального или орехового дерева, и сквозь него, строго по центру, от одного конца до другого должна проходить тончайшая стальная проволока.

------------------------
Леви. Трансцендентальная магия, с. 259.

Некоторые маги украшают вершину жезла символами, к примеру, нередко на жезлах можно увидеть голову ибиса как символа Тахути, бога мудрости и покровителя магии. Прекрасным символом для жезла служит золотой трезубец, символизирующий букву «шин» древнееврейского алфавита и Святого Духа Богов (см. рисунок).

-------------------------------
Относится к трезубцу; Леви, Трансцендентальная магия, с. 225, 226.


Трезубец

Часть магов предпочитают украшать вершину жезла цветком лотоса, символом обновления и возрождения, которого маг и стремиться достичь.

----------------------------
См. Регардье, Золотой Рассвет, с. 300-303.

В этом случае жезл окрашивается в два цвета, нижняя его часть — в черный, верхняя — в белый. Близкой по символическому значению к лотосу является птица феникс, также олицетворяющая обновление через огонь. Поскольку жезл является символом Творческой Воли, изготовление его должно сопровождаться определенным проявлением воли, и в этой идее содержится разумное объяснение многих древних, очевидно абсурдных, предписаний и правил, которым теурги обязаны следовать в процессе обретения требуемых магических инструментов. На первый взгляд может показаться смешным, по-детски наивным преувеличением идея о вхождении смятения в магический инструмент. Но отбрасывать эту идею нельзя, потому что тогда можно проглядеть фундаментальную мысль, лежащую в основе всех этих предписаний и правил.
Следуя совету Леви, жезл нужно изготавливать из любой прямой ветки миндального или орехового дерева без предварительного исследования ее, срезав ее одним ударом — не чувствуя при этом ни волнения, ни страха, — остро отточенным ножом, до восхода солнца, в период перед самым цветением дерева. Собственно изготовлению жезла должен предшествовать тщательно разработанный процесс подготовки — очищение ветки от листьев и маленьких отростков, удаление коры и зачистка концов, шлифовка сучков, другие мелкие операции, о которых можно узнать в книге Леви.

----------------------
Леви. Трансцендентальная магия, с. 259.

Выделение всех этих деталей процесса и является развитием Воли. Маг, который несколько раз, отказывая себе во сне, поднимался ради обретения хорошего жезла, в полночь, то есть сознательно шел на определенные лишения, оказал себе большую пользу тем, что вырабатывал в себе Волю. В этом случае жезл, несомненно, станет действенным символом Творческой Воли, и только такие инструменты и нужны магу. «Крестьянин, который каждый день встает в два-три часа ночи и отправляется далеко от дома, чтобы затемно, еще до рассвета, набрать лекарственных трав, способен творить бесчисленные чудеса, просто неся эти травы к себе домой, ибо они, несомненно, станут, по желанию крестьянина, именно тем, чего он от них ожидает».

--------------------------
Ibid., с. 206.

Аналогичные процессы, о которых я упоминал выше относительно жезла, должны сопровождать изготовление и других основных видов оружия, поскольку они должны являться видимым воплощением состояния души и разума мага, без чего они, как тав-матургические символы, не будут иметь никакого эффекта. Если, к примеру, разум мага не отличается остротой и не обладает аналитическими способностями, если его, как говорится, «не хватает» на то, чтобы изготовить, скажем, меч, то как можно ожидать, чтобы духи элементалей и демоны с собачьими головами покорились его приказам и ушли из круга, в котором происходит заклинание? Так же и потир, символ Интуиции и божественного Воображения, должен изготавливаться соответствующим образом; этот процесс следует наполнять высокими помыслами и великими делами, ему обязаны сопутствовать интуиция и воображение, скажем, во внешнем оформлении потира; в надписях на нем либо в самой форме его должна содержаться божественная идея. Я предоставляю читателям возможность самим решать, как они будут воплощать свои духовные качества и принципы в инструменты.

* * *

Очень часто можно читать и слышать, что в магии используются главным образом два качества — Воля и Воображение, поэтому мне следует посвятить несколько страниц их рассмотрению, привести мнение авторитетных теургов и дать несколько полезных советов. Одна из высших сил, которыми обладает человек, — сила Воображения, чья изумительная творческая способность не поддается никакому описанию. Воображение, как характеризует его Ямвлих, «превосходит всю природу и все роды, через воображение мы входим в единение с Богами, выходим за пределы мирского порядка, участвуем в вечной жизни и сливаемся с энергией высших небесных богов. И через этот принцип мы способны освободиться от влияния судьбы».

-----------------------------
Ямвлих, ч. VIII, гл. VII, с. 309,310.

Теперь же данное качество считается большинством людей идентичным фантазии, мечтательности, а та вполне определенная и объяснимая значимость, которую может иметь воображение, начисто отвергается. Полагаю, большей ошибки невозможно совершить. Как следует из значения самого слова, воображение есть способность воссоздавать образы, сила творить образы, которая, получив значительное развитие, способна доказать, что является важнейшим помощником души в совершении ею путешествия ввысь.
Философ-скептик Гуме

-----------------------------
Дэвид Гуме (1711—1776) — английский историк и философ, утверждал, что человеческое знание основывается только на чувственном опыте. Идеи Гуме оказали влияние на Огюста Комте (Auguste Comte), родоначальника позитивизма. Гуме был первым после средневековых философов, который переформулировал древнегреческий скептицизм. Среди его работ: «A Treatise of Human Nature» («Трактат о человеческой природе») (1739—1740), в котором Гуме сделал попытку создать полную и целостную философскую систему, и «Political Discourses» («Рассуждения о политике») (1752).

называет Воображение видом магического свойства души, который всегда до совершенства развит у гениев и, собственно, является тем, что мы называем гениальностью. Даже метафизик Иммануил Кант, изобретатель тяжеловесной и нередко со скрипом работающей интеллектуальной машины под названием a prior, полагал, что о понимании можно говорить как о простой форме воображения, достигшей осознания своих собственных действий. Магия предполагает ускоренное развитие души методом ее интенсивного совершенствования, где воображение играет важнейшую роль. Поэтому нет ничего трагичного в мысли о том, что люди очень редко применяют воображение в повседневной жизни. Напротив, было бы просто смешно, если бы кто-либо всерьез думал, что людям следует почаще пользоваться воображением на работе и дома. Вместе с тем без воображения, без того разноцветья аспектов чудес и новизны, которое оно привносит в любую из сфер человеческой деятельности, сколь бы примитивны, ничтожно малы и ограничены чувствами и разумом они ни были, невозможно совершить ничего по-настоящему значительного. И это касается не только поэтического или артистического мастерства; величие и силу воображения можно воспеть и применительно к новаторству в технике, и к математике, поскольку все свершается исключительно благодаря всеобъемлющему таинству воображения.
Мало этого, к помощи воображения прибегает и деловой магнат, и политик высокого ранга, и организатор крупного предприятия. Резонно будет отметить, что там, где нет воображения, любое дело обречено на неуспех, а там, где воображение играет важную роль, любое предприятие окажется успешным. Человек, лишенный воображения, уже потерял половину богатства красок воспринимаемого им мира, человек же, наделенный воображением, богат уже тем, что счастлив и мудр в своей способности активно использовать его и пожинать плоды высшей из данных человеку радостей.
Ярчайшим из примеров использования творческого воображения может послужить игра маленьких детей. Несколько полочек, кучка песка, пара камешков и маленькое ведерко воды — вот те атрибуты, при помощи которых любой нормальный здоровый малый творит в своем разуме чарующей красоты реки и моря, горы, грозные корабли и бухту для их стоянки. Любая неприглядная, не внушающая никакого благоговейного трепета кукла, как правило, несмотря на свое убожество, самая для ребенка любимая, в разуме маленькой девочки превращается в принцессу несравненной красоты, то есть феномен «гадкого утенка» в воображении ребенка имеет очень широкую сферу применения; во всяком случае, красивенькая, изящная куколка с золотистыми волосами, розовыми щечками и закрывающимися глазками немедленно лишает ребенка если не всего воображения, то по крайней мере ограничивает его в остроте и живости. Наблюдая за игрой детей, осознаешь, с каким мизерным набором примитивнейших предметов они выстраивают целые спектакли, настоящие комедии и трагедии. Аналогий здесь можно провести несметное множество. Один человек видит в капусте поэзию, некая мамаша в своих детях — маленьких свинок, в то время как другие в самых возвышенных вещах видят только самые низкие их стороны, хохочут над гармонией сфер, высмеивают тончайшие концепции философов. По той же причине многим непонятно, почему художник в бродяге видит центральную фигуру своего будущего значительного полотна. Да потому, что и здесь вступает в действие сила воображения. Как объяснить таинство личной творческой силы, которая, нисходя на нас, становится властителем образом и слов? Отнимая у рассудительного разума способность контролировать их, воображение придает образам, словам и идеям более глубокий, символический смысл, после чего они, собранные вместе и по-новому расставленные, под действием мощной трансцендентной творческой силы, неподвластной в своем величии никакому рассудку, становятся, единым организмом. На самом деле это такая же тайна, как и рост любого организма в природе; такое же чудо, как и росток, который, благодаря некоей оккультной силе, вытягивает из земли отдельные сущности, преобразовывает их и заставляет служить себе.
В прошлые века, в ревностных попытках постичь разумом фундаментальные основы существования, философы, как правило, считали законом, что существование зиждется на Рассудке и Мысли, то есть когда они не были материальными монистами,

------------------------
Монизм — способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизму —
дуализм.

заявляющими, что материя есть единственная реальность. Здесь же с точки зрения магии, предмета, излагаемого в этой книге, нужно сказать, что не мысль и не рассудок лежат в основе всего, так как мысль есть попросту один из аспектов самого космоса. Это не имеющая имени духовная сущность, являющаяся не рассудком, а причиной рассудка; не дух, а причина, по которой дух существует; не материя, а причина, которой материя обязана своей жизнью. Для философского ума непосильной задачей было дать характеристику, описание пропасти, края которой не связаны между собой и которая пролегла между рассудком и конкретной вселенной.
Основная идеалистическая позиция включала в себя постулат о том, что раз в логике вывод следует немедленно, наступая «на пятки» предпосылкам, то и вселенная является логическим выводом Абсолютного Разума, и развитие ее следует за рассуждениями и умозаключениями рациональных категорий мысли. Однако в последние годы некий философ по фамилии Фосетт, отличающийся несомненной одаренностью, который, в силу снизошедшей на него высшей гениальности, вдруг признал, что вселенная зародилась и начала свое существование в результате действия творческого Воображения, и что именно Воображение, а не Абсолютной Разум или даже инстинктивная Воля, постоянно стремящаяся к проявлению, есть ключ к решению этой волнующей и трудной философской проблемы. И это воображение Фосетт определяет как подвижную, творческую психическую материю, в которой сосредоточены и существуют все человеческие качества и вся человеческая деятельность. Я не хотел бы сказать, что полностью согласен со всеми выводами Фосетта, поскольку свою точку зрения я заимствовал из учения каббалы, о чем я везде и говорю, возможно, где-то и слишком пространно. Однако было бы нелишним отметить, что данная идея Фосетта во многом согласуется с выводами, сделанными теургами. Они утверждали, что первым проявлением стала способность к формированию и восприятию идей и что вселенная зародилась вследствие деятельности данной способности. Но в любом случае становится вполне очевидным, что ни Мысль, ни Разум, в том смысле, как мы их воспринимаем, сюда не были вовлечены, здесь действовала некое абстрактное творческое качество, неким образом связанное с Воображением. Разум имеет к Воображению такое же отношение, как материя к форме, или как инструмент к мастеру, как тело к управляющему им духу, как тень к объекту, который ее отбрасывает. Именно эту находящуюся в человеке силу Блаватская в своей книге «Тайная доктрина» называет крийяшакти и характеризует как «таинственную силу мысли, дающую ей способность добиваться вечных, постижимых, феноменальных результатов благодаря присущей ей энергии», и в этом случае она очень тесно связана с Волей.
Теперь те, кто знает, как нужно проводить ритуалы и церемонии, считают их пустым времяпровождением, не дающим никакого результата, если в человеке, их выполняющем, нет мощной реакции на символизм каждого действа, если нет полной веры в них и понимания, если сдерживается Воображение и Воля не концентрируется на достижении поставленной цели. Все человеческое эго входит в состояние теургического восторга и экзальтации, высшее «я» или Универсальная Сущность нисходит на эго или уносит его ввысь, и оно само, таким образом, становится блистающим средством передачи, обладающим сверхчеловеческой силой.


Воображение, Энергия и Творчество

То же, что мы часто, не думая, называем Воображением обычного человека, является, по мнению теургов, присущим качеством души впитывать образы и отражения божественного астрала, в связи с чем Элифас Леви выдвигает предположение, что душа сама по себе и при помощи своего Воображения, способна воспринимать без посредства телесных органов те объекты, духовные или физические, которые существуют во вселенной. Другими словами, воображение есть зрительный орган души, посредством которого она воспринимает непосредственно и быстро всевозможные идеи и мысли.

---------------------
Леви. Трансцендентальная магия, с. 63 и Тайны магии (Mysteries of Magic), с. 67.

Таким образом, ясновидение можно рассматривать как расширение силы Воображения (см. рисунок).
Если принять утверждение Леви о том, что Воля и Воображение и есть те самые творческие качества, которые несут в себе природные силы в процессе проведения теургических церемоний, то в мозгу у читателей сразу возникнет несколько вопросов: «А что будет, если есть только одно из этих качеств? А как же быть, если духовное творчество не отличается богатством? И если этих сил мало, если они не могут сформулировать магический процесс, можно ли их развить?» Ответ здесь только один — утвердительный: силы, вне всякого сомнения, можно и увеличить, и развить. Древние мудрецы разработали всевозможные упражнения, направленные на то, чтобы даже у человека малоодаренного, «среднего» по своим возможностям, выработались качества, необходимые для превращения его в творческую, одухотворенную личность. Тот, кто мертв духом, может преобразоваться сам и преобразовать свою энергетику и вследствие этого приобрести выдающиеся качества, дар гениальной, творческой личности. Здесь я расскажу только о двух методиках самосовершенствования, одна из которых необыкновенно популярна среди индуистов, другая распространена преимущественно среди некоторой части христиан; о древнеегипетской методике, о которой я в основном говорю, я расскажу позже, в другой главе.
Нисколько не защищая христианство с его ярко выраженными иезуитскими наклонностями, я тем не менее должен сказать, что есть одна замечательная, поистине бесценная книга, которую я рекомендовал бы обязательно прочитать всякому интересующемуся или начинающему заниматься магией. Автор ее знаменитый мистик, иезуит святой Игнатий Лойола.

--------------------------
Святой Игнасио де Лойола (1491—1556) — испанский теолог, одна из выдающихся фигур в эпоху Реформации католицизма. Канонизирован 12 марта 1622 г., память празднуется 31 июля. В 1540 г. Лойола основал Общество Иисуса Христа, или Общество иезуитов (Орден иезуитов). Его книгу «Духовные упражнения» можно поставить в один ряд с работами самых выдающихся мистиков.

В его небольшой работе содержится поразительная методика тренировки, имеющая самое непосредственное отношение к развитию воображения. Удивительно, но факт — методику эту можно использовать и просто как набор упражнений, поскольку она свободна от всякой догматики и не базируется на католической теологии. Разумеется, природа ее христианская, поскольку содержит христианскую символику и апеллирует к сектантским чувствам католиков. Однако любой человек без особого труда выделит в этой системе ее стержневую часть, стряхнет догматическую шелуху и вполне сможет использовать. Именно благодаря данной экспериментальной методике святой Игнатий и достиг вершин гениальности; по словам профессора Уильяма Джеймса, Игнатий Лойола был одним из немногих людей, повлиявших на ход человеческой истории, творцом нового социального устройства, человеком, подобным которому в истории земли насчитываются редкие единицы.
В своей книге «Духовные упражнения»

---------------------
«Духовные упражнения св. Игнатия», перевод Энтони Моттола, Image Books, 1964.

Лойола советует своим ученикам пережить в сфере воображения все события внешней исторической жизни своего Высшего Учителя, Иисуса Христа. Таким путем они усилят свое воображение настолько, что не просто увидят, но и почувствуют на ощупь, на вкус и запах давно ставшие невидимыми предметы, переживут давно свершившиеся и ушедшие во мглу веков события, которые полностью пережил их возродившийся Господь. Святой Игнатий хочет, чтобы воображение его учеников достигало высшей степени экзальтации. Если происходит процесс медитации над каким-то событием, связанным с религией или верой, Лойола стремится, чтобы ученик воссоздавал в своем воображении решительно все и с большой точностью, включая вид местности; он требует, чтобы ученик не просто видел все своими глазами, а чтобы он пощупал все своими пальцами. Если в воображении ученика предстает ад, Лойола заставляет учеников плыть в кромешной, пугающей темноте, густой, как смола, пробовать на язык кипящую серу, прикасаться к раскаленным добела камням. Ноздри ученика наполняет страшная вонь паленого мяса, перед глазами плывут картины ужасающих мучений, уши глохнут от стонов и криков истязаемых грешников. Лойола заставлял своих учеников воссоздавать сцены распятия Христа на Голгофе, прославление Его, увенчанного терновым венцом, на кресте, искупление Им грехов человеческих, видеть небеса в Его глазах, замутненных болью, слышать Его призыв к Отцу Небесному. Лойола заставлял учеников переживать удивление, вызванное воскресением Христа, видеть и восторгаться чудесами, творимыми Им. И все эти упражнения ученики проделывали с единственной целью — до совершенства развить воображение.
Франц Хартман

---------------------------
Франц Хартман (1839—1912) — врач, родился в Германии, теософ и оккультист. Среди его работ: «Magic White and Black» («Магия белая и черная»), «The Life of Paracelsus» («Жизнь Парацельса») и «Occult Science and Medicine» («Оккультная наука и медицина»).

несколько лет назад писал о том предмете, который мы сейчас рассматриваем, что «упражнения, которые Лойола предлагал постоянно проделывать своим ученикам, были нацелены на развитие душевных качеств, а особенно же Воли и Воображения. Ученик был обязан сконцентрировать ум на жизненном пути Иисуса из Назарета так, как он приводится в Библии — от его рождения до крестных мук и смерти, переживать все события, словно они являются исторически доказанными фактами. Вначале ученики были всего лишь ментальными свидетелями, но постепенно, отрабатывая воображение, становились отчасти участниками событий; их чувства и ощущения достигали высшего состояния вибрации; но они не только делались пассивными свидетелями, но и начинали активно действовать в этих событиях, испытывая то радость, то страдания Христа, как если бы они сами были на его месте; и таковая идентификация себя с объектом, предметом воображения, может достичь высшей степени, когда на теле, в тех самых местах, куда вбивали гвозди, приколачивая Иисуса к кресту, начинают появляться стигматы, кровоточащие раны».
Теперь, хотя теургу и не нужно стремиться в своей практической деятельности к получению того же эффекта, о котором говорит Хартман, тем не менее можно с уверенностью сказать, что вышеописанный метод определенно можно использовать для стимулирования творческого дара, особенно тем, кому его существенно недостает. Настойчивость и регулярные повторяющиеся занятия помогут любому заинтересованному читателю обрести неукротимую волю, приучить разум к длительной концентрации, но прежде всего развить воображение, ибо только оно является апофеозом творчества. В случае если кто-то по каким-либо, в том числе и религиозным, причинам не желает в точности копировать обстоятельства, предлагаемые святым Игнатием, то вполне допустимо использование любых, более подходящих для практикующего примеров. Любой человек вполне может разработать собственный комплекс упражнений.
К примеру, можно представить, что вы находитесь на берегу бурлящего Ниагарского водопада, вы создаете перед глазами образ его истока, реку вверху, вполне мирную, с тихо журчащей водой. Она мирно течет по равнине. Однако, постепенно приближаясь к месту падения, вода ее становится все более шумной, дикой и неукротимой. И наконец, вода со страшным ревом низвергается, ударяясь о камни, образуя множество потоков, которые устремляются вниз, унося с собой камни и грязь. Каскады воды с брызгами разбиваются о валуны, ввысь поднимается пена, но вода снова падает вниз. Представьте, какая перед вами громада — тонны, десятки, сотни тонн грохочущей воды, способной смести все на своем пути. И это продолжается вечно, и вечное эхо окружает водопад. Представьте себе ветки деревьев, растущих в самых разных направлениях, красоту сверкающего в солнечных лучах снега, радугу яркого, искрящегося перед глазами света. Услышьте и восхититесь тому рокоту, который сопровождает далекий удар воды о камни и скалы, находящиеся внизу. В своем воображении можно создать и более знакомые каждому человеку ситуации: шум поезда, вкус шоколада, запах косметики или известных благовоний, жар догорающих дров или угля. Воображение должно быть не только совершенно отчетливым, то есть, к примеру, следует отличать вкус шоколада от вкуса карамели, но и длительным, необходимо научиться удерживать в течение продолжительного времени образ или ощущение. Такие стимулирующие воображение тренировки помогут усилить его, и эта сила будет постепенно расти, развиваться помимо всякого разумного осмысления, и в результате через некоторое время у вас появится совершенно новая духовная структура и видение.
Точно так же и с аналогичными же целями индуисты предлагают медитировать на таттвах, разноцветных символах элементов, которых они называют пять. В результате сочетания таттв получается тридцать элементов и подэлементов, рисованные символы которых — прекрасное средство для тренировки воображения.

-------------------
В Золотом Рассвете индуистские таттвы используются главным образом для работы с астралом, например для гадания и предсказаний и для астрального проецирования.

Среди них — красный равносторонний треугольник теджас; апас, горизонтальный серебристого цвета полумесяц; вайю, голубой круг; желтый квадрат притхиви и черное яйцо, символизирующее акашу. Используются сочетания каких-либо символов, например красного треугольника поверх серебристого полумесяца или небольшого голубого круга, помещенного в центр желтого квадрата, а их образ — и это основное требование данной медитации — всплывает на фоне темного фона внутреннего видения и, резко контрастируя с ним, стимулирует все силы воображения. Не требуется слишком много времени, чтобы научиться быстро и отчетливо вызывать эти символические образы, а эффект от данных упражнений весьма велик.
К примеру, когда маг подходит к решению более сложных задач, которые ставит перед ним практическая магия, например, вызвать зрительный образ Светового Тела, майявирупу,

------------------------
Согласно теософии, майявирупа — это тело мысли в теле мечтания.

либо нарисовать силой своего воображения маски или формы богов, он обнаруживает, что сделать это ему совсем несложно, поскольку в нем развились и сделались подвластными ему могучие творческие силы. Обе эти методики развития воображения, и индуистская, и та, что предлагал святой Игнатий Лойола, весьма эффективны; выполнение упражнений ни в коем случае нельзя назвать бесполезной тратой времени, поскольку тренировка вообще составляет основу труда теурга, без нее невозможно ни должным образом провести ритуал, ни достичь желаемой цели.
Мы вполне согласны с французским магом Леви в той части его утверждений, которые касаются развития воображения, что именно оно и есть величайший из магов. Ему мы обязаны созданием гениальных произведений в музыке, поэзии и в других сферах искусства. «Песня и ее истоки», одна из немногих здравых, разумно написанных книг, автором которой был поэт; раскрывающая истоки поэтического мастерства, полностью согласуется с нашими выводами и неопровержимо доказывает, что все магические теории относительно воображения справедливы. А. Е. очень близко подходит к теургической философии, особенно там, где он высказывает предположение о существовании в нашей духовной природе трансцендентальной сущности, которая пробуждается, когда мы спим, и которая становится неразличимой в дуалистических состояниях мечтаний, когда сознание кажется раздвоенным, оно дарует нам вдохновение и озаряет нас светом через звездный мир воображения. Эта сущность — кристаллическая линза нашего творческого «я», сила его способна творить настоящие чудеса, она несет помощь слабым и, самое главное, дарует людям, ради их благополучия, откровения духа.

Сайт управляется системой uCoz